Найти тему
BaikalTourism38

Авторские туры-мошенники? Подводные камни, ценовая политика, качество туров.

Здравствуйте, уважаемые путешественники. Меня зовут Ирина Старовойтова. Я гид-экскурсовод по Иркутску и Байкалу. 
Я долго не хотела говорить на эту тему, но поведение ‘авторов’ вышло за рамки. Они поливают грязью местных организаторов и подводят туристов. И мы решили, что пора рассказать правду о том, что такое в России ‘авторские туры’.
Здравствуйте, уважаемые путешественники. Меня зовут Ирина Старовойтова. Я гид-экскурсовод по Иркутску и Байкалу. Я долго не хотела говорить на эту тему, но поведение ‘авторов’ вышло за рамки. Они поливают грязью местных организаторов и подводят туристов. И мы решили, что пора рассказать правду о том, что такое в России ‘авторские туры’.

Что такое Авторский тур в идеале?

В идеале Авторский тур – это уникальный штучный продукт. Когда какой-то путешественник долгое время пребывал в стране или регионе, изучил это место вдоль и поперёк. Он нашёл такие изюминки, которые недоступны широкому туристу. Он разведал уникальные маршруты и активности, нашёл колоритных людей в этом регионе, с которыми туристам будет интересно познакомиться. Это досконально проработанный тур с особым колоритом, который невозможно повторить ни с кем другим, кроме этого автора. На то он и АВТОРский.

И таких туров на нашем рынке почти нет! Их и не может быть очень много. Это драгоценный штучный продукт. Это результат огромного труда и опыта путешественника. Например, авторские туры Пашковского, Михаила Кожухова или Сергея Доли. Также реально АВТОРСКИЕ туры могли бы делать такие люди как Птушкин и Лядов.

Но мы видим, что реклама в соц сетях бомбит нас предложениями Авторских туров. "Авторы" возят туристов на Байкал, Алтай, в Мурманск, Дагестан, на Камчатку и другие регионы.

Мне, как человеку глубоко и по уши в туризме, хотелось бы рассказать вам правду о том, что стоит за таким модным названием и МАССОВЫМ явлением как "авторский тур". Слова ‘Авторский’ и ‘Массовый’, как мы понимаем, уже взаимоисключающие.

Почему я могу об этом говорить?

Я могу об этом говорить, потому что я сама проходила курсы авторов туров для того, чтобы понять, во-первых, как это работает изнутри. Во-вторых, я надеялась взять для себя информацию о маркетинговых технологиях в туризме.

Также я много раз общалась с ‘авторами’ туров, а также пересекалась с их горе-туристами.

Итак, массовые авторские туры в России – это мошенничество.

И вот почему:

Жесть №1

Последние 2 года, встречая туристов в аэропорту, я частенько вижу мечущихся по аэропорту туристов. Они подбегают то к одному гиду, то к другому со слезами и паникой в глазах и спрашивают "не за ними ли этот гид приехал".

Я обычно подхожу, если у меня есть время, и спрашиваю: "Что случилось, вас не встретили? Скажите, какое агентство? Может быть, я знаю и смогу с ними связаться". Потому что местные гиды и операторы друг друга знают.⠀

На что я каждый раз слышу один и тот же ответ: "Мы купили в инстаграме авторский тур, но нас никто не встречает, телефоны и менеджеры тех людей, которым мы заплатили деньги, не отвечают’’. Классика.

Я сама путешественник и могу представить насколько эта ситуация ужасна!⠀

Были случаи, когда я была со своими туристами в Листвянке, и ко мне подходили люди, которые видели, что я местный гид. Они просили помочь им хоть что-то организовать/посоветовать, потому что они вчера приехали из Москвы в авторский тур, но их организатор исчез. И теперь они сами пытаются что-то себе организовать раз уж оказались здесь.⠀

Это первая, наиболее критичная ситуация, которая происходит, когда люди берут авторские туры.⠀

Жесть №2

Менее критичная ситуация и более распространенная - низкое качество услуг в авторском туре. Работая на Байкале, я постоянно пересекаюсь с группами, которые пытаются примкнуть к моей группе и что-то подслушать, потому что их гид ничего не знает и молчит всю дорогу.⠀

Начинаешь с ними общаться, когда есть минутка, а из них водопадом льются жалобы на этот авторский тур: плохой транспорт, некомпетентный гид, плохие отели, нелепый маршрут.

Почему так происходит? Что не так с авторскими турами?

Дело в том, что мы все любим путешествовать. А путешествовать и зарабатывать на этом – мечта многих. Этим активно пользуются инфоцыгане – отовсюду вылазит реклама курсов по созданию авторских туров.

Они обещают, что новоиспечённый ‘автор’ наконец-то уйдёт из ненавистного офиса в беспечную жизнь – сёрфить на пляжах Бали и заниматься йогой в Индии и т.д, при этом зарабатывая миллионы. Курсы по успешному успеху и марафоны желаний из той же категории.

И вот сидит какая-нибудь Маша-Даша-Глаша на своей работе бухгалтером/юристом/экономистом и от скуки листает инстаграм. И вдруг видит там рекламу – ‘Курсы по авторским турам: ты соберёшь свой первый тур уже через месяц и получишь работу своей мечты’.

На рекламе курсов – девушка в купальнике с доской для серфинга. ‘Маша’ сразу чувствует дух свободы и приключений, одной рукой пишет заявление на увольнение, а другой регистрируется на курсы.

Критическое мышление в этот момент отваливается. Ведь уже через 4 недели она, якобы, будет веселиться с путешественниками в своём туре, пить шампанское на фоне Воздушных Шаров, исполнять мечты, причинять добро и объединять сердца людей. Не хватает только радуги и единорогов.

Но реальность такова, что это просто очередные инфоцыгане. Сейчас только ленивый не учит создавать авторские туры.

Вот примеры рекламы, где вам обещают сладкую и беззаботную жизнь после прохождения курсов. Она вся очень манипулятивная и играет на всех наших слабостях.

Девушка на пляже как бы намекает, что вместо офиса у вас будет именно такая жизнь. И обещает заработок в 100к. Но за какой период? За тур? За год?

-2

На этой рекламе Авторских туров конечно же ‘просветлённый’ парень, обязательно на крутой машине. И она играет на самых модных сейчас психологических проблемах – кто ж ещё не диагностировал у себя ‘синдром самозванца’!

-3
-4

Опять счастливая и беззаботная девушка, естественно богатая. И всё благодаря курсам авторов туров.

-5

Здесь опять обещают жизнь мечты и свободу от офиса

-6

Путешественник может задать себе вопрос: хочу ли я, чтобы за мой отдых отвечал человек, который ещё месяц назад продавал веники, и относится к этой работе, как к возможности для него путешествовать и ничего особо не делать? И который никогда в жизни не был в том месте, куда он меня везёт?

И вот эта Даша-Маша-Глаша платит за такой курс 20 000-100 000 рублей и идёт к ‘мечте’.

Чему учат на курсах?

Сами курсы сводятся к тому, что преподаватель рассказывает о том, какой он классный и как у него всё лихо получилось, и что у вас тоже всё получится. Минимум конкретики, максимум раскачивания на эмоции и внушения.

На курсах учат строить свой бизнес на лжи и воровстве – врать как туристам, так и партнёрам.

Также учат уходить от налогов. Ни один ‘массовый авторский тур’ не оформлен как туроператорская деятельность. А значит нелегален.

На курсах будущим авторам обещают, что они запросто наберут группу, и не одну, а целыми сетками.

На курсе, который слушала я, один из студентов задал очень логичный вопрос - ‘А если группа не наберётся – что делать?'

На что получили очень мотивирующий и вдохновляющий ответ - ‘Группа наберётся, такого не может быть, чтобы она не набралась’. Видимо, главное верить?

Но это настолько смешно и глупо, что хочется плакать. Ненабранная группа - это один из самых распространённых рисков, и у инфоцыган нет ответа на этот вопрос.

Как ‘авторы’ врут клиентам?

1) Во-первых, ‘автор’ выдаёт себя за эксперта в туризме. Хотя ещё вчера он продавал коврики для машин. Но он обязательно скажет, что объездил весь мир.

2) Во-вторых, он выдаёт себя за человека, который уже был и возил группы в место назначения. Но скорее всего нет, потому что он только что закончил курсы авторов, посмотрел на карту страны и узнал, что в России есть Байкал и Алтай и решил туда делать тур.

Хотя их инстаграм будет говорить об обратном.

Пример из практики: У меня был запрос от девочки-‘автора’. Она когда-то отдыхала с подругами на Байкале. Конечно нафоталась, подруг попросила изобразить туристов. И этими фотографиями создала иллюзию опытного организатора, который привёз уже не одну группу на Байкал. Плюс ‘авторы’ также активно воруют контент, чтобы выглядеть как опытные организаторы по региону.

Единицы из них реально приезжают на место до того как привозить туристов. О каком "авторстве" здесь говорить?

После каждого очередного потока любого из курсов ‘авторских туров’, эти новички начинают 'долбить' местных организаторов, чтобы те составили им маршруты, рассказали все явки-пароли.

Ниже примеры таких запросов:

-7
-8
-9
-10

Планов у этих новичков много. Видно, как они заряжены ‘магической’ энергией курсов. Но эти прекрасные наивные порывы вскоре разобьются о реальность: слив денег на рекламу, отсутствие набора группы, отсутствие инфраструктуры в регионах, форс-мажоры, смерть туристов, безответственные перевозчики и т.д.

Но это их проблемы. Нас волнует, что ждёт туристов с такими организаторами.

3) Для рекламы используют фотографии совершенно из других мест.

Например, ледяные пещеры Исландии для рекламы Байкала. Пейзажи Норвегии и выпрыгивающую из воды косатку с Аляски для рекламы туров в Мурманск.

Скажу больше: этому учат непосредственно на курсах авторских туров. Так и говорят: ‘ничего страшного, туристы не заметят, а потом в туре уже забудут эти фотографии’.

Это не Байкал

-11

А это не Кольский полуостров. Это Лофотенские острова, Норвегия.

-12

4) ‘Авторы’ воруют фотографии у местных фотографов. Эта проблема уже больше касается правообладателей, нежели туристов. Но это многое говорит о человеке, который Вас везёт в путешествие.

Особенности авторских туров

1) ‘Авторы’ собирают предложения от местных организаторов (не самим же составлять маршрут, они же никогда не были в локации) и выбирают самое дешевое.

Не самое качественное, не самое интересное, не от организаторов с опытом, а тупо самое стандартное и низкое по цене.

О каком авторстве, креативе, вкусности и уникальности тура может идти речь, когда они выбирают просто самый дешевый и стандартный продукт, по самой натоптанной дороге (потому что такой маршрут самый дешевый и его проще продать).

И при любом раскладе, настоящим автором тура является местный туроператор или гид – это во-первых. Во-вторых, местный организатор, скорее всего и составил уникальный интересный маршрут, но эти авторы просят ‘дешевле-дешевле-дешевле’. И в итоге от уникальности и качества остаются рожки да ножки. И всё это носит гордое название 'Авторский тур'.

Cлово "авторский" здесь не имеет никакой смысловой нагрузки.

2) Колоссальная наценка

Здесь вообще происходит какое-то волшебство. Эконом-тур за 30-40 тысяч на человека, проходя через руки ‘авторов’ превращается в тур премиум класса за 70-80 тысяч. Т.е.вы заплатите премиальную цену за эконом-содержание.

Авторов туров реально учат закладывать свою прибыль в 200-500 тысяч за тур.

Например, здесь опять заманивают несчастным Бали и ‘кокосовой жизнью’

-13

‘Запусти свой авторский тур и начни зарабатывать от $2000 до $8000 за тур’

Возьмём группу в 8 человек (это же авторский тур и группы должны быть маленькие).

$2000 = 150 000/8 чел = 18 750 руб c чел – наценка в туре

$8000 = 590 000/8 чел = 73 750 руб c чел – наценка в туре

Даже если в группе будет 16 чел = 590 000/16 чел = 36 875 руб c чел – наценка в туре

Вы готовы заплатить только за одну организацию халтурного тура в среднем 25 тысяч рублей, только потому, что он называется ‘Авторский’ и/или ярко оформлен в инсте?

В среднем один и тот же тур от местного оператора и ‘автора’ будет различаться на 20-40k рублей в зависимости от программы.

Если цена одинаковая, то у местных операторов подрядчики будут лучшие (проверенные годами) и выше качество сервиса.

3) Никакой уникальности и авторства в этих турах нет.

Чтобы это проверить, просто сравните любые 3-4 тура на Байкал от таких авторов. Они выглядят, как 2 капли воды. Это маршруты, которые они нашли в интернете, украли у местных операторов, но продают в разы дороже.

‘Авторы’ умеют врать, писать красивые тексты, делать яркие фото. Но это не меняет содержания продукта. Это в 99% случаев красивая обёртка и пустышка внутри.

4) В авторском туре у вас либо не будет местного гида, либо это будет местный новичок.

‘Авторы’ выбирают самые дешевые предложения, а это те предложения, которые сделаны новичками. Опытный гид за копейки работать не будет.

С авторами работают гиды-новички, которые дали самые низкие цены.

Понятно, что новичок он и в Африке новичок – качество оказанной услуги будет низкое.

Но самое печальное случается, когда с ‘авторами' вообще нет местного гида.

Пример из практики: Однажды ‘в полях’ я познакомилась с 2мя парнями - они возят туристов из одного из регионов к нам на Байкал. Оказалось, что они не нанимают местных гидов. На вопрос ‘а как вы ведёте тур и как происходит экскурсионное сопровождение?’ мне ответили ‘А мы посмотрели фильмы о Байкале и сами рассказываем’.

Местные байкальские гиды проходят десятки аккредитаций, сдают сложные экзамены и аттестации, общаются с учеными, перерабатывают тонны серьёзного материала в легкую и интересную подачу, чтобы турист получил по-настоящему качественный и объёмный опыт в путешествии. А эти ребята просто посмотрели пару фильмов о Байкале и считают, что могут о нём рассказывать.

Бог с ней с информацией и с её достоверностью. Не всем она нужна. Но дальше было ещё печальнее. Мы с этими ребятами обменялись телефонами, и через пару дней мне приходит сообщение ‘Ирина, нас кинул транспорт, который мы заказали. Помогите нам’.⠀

Чииоорт возьми! Они же мне доказывали, что местные гиды и туроператоры им не нужны, а теперь просят о помощи и подводят своих туристов.

5) Путешествие с такими ‘авторами’ опасно для жизни. Они не местные, поэтому просто не могут знать нюансов, связанных с безопасностью туристов. Например, путешествие по зимнему Байкалу – это очень серьёзное мероприятие и попадает в разряд экстремального туризма. Тоже самое касается Камчатки и Кольского. Стоит ли доверять свою жизнь людям, для которых ваше путешествие – это способ не работать, но зарабатывать?

6) Момент, который расстраивает местных гидов особенно сильно - авторы не соблюдают правила поведения, определенные для местности. Они не уважают местную культуру и традиции, и потребительски относятся к Байкалу.

Их туры проходят под девизом ‘После нас хоть потоп’. Они оставляют после себя мусор: дымовые шашки, лепестки роз, конфетти и стразы рассыпаны по льду Байкала. Потому что так круче для фоточек. Они не дома, поэтому им в целом наплевать.

Дымовые шашки запрещены на Байкале.

-14

7) Но большинство таких горе-авторов не могут набрать группы.

Они сливают рекламный бюджет, получают заявки и деньги с нескольких туристов, но полную группу у них часто набрать не получается.

В лучшем случае они вернут деньги, но в путешествие вы не поедете. В худшем, они исчезают. Аккаунт в инстаграмме удаляется, номера телефонов меняются. А турист стоит в аэропорту и умоляет первого встречного местного гида им помочь.

Возьмём минимальные цифры.

Предположим, три компании запускают авторские курсы каждый месяц (но их на самом деле сильно больше).

На каждом курсе по 30-40 учеников (и более). Получаем, что каждый месяц в России появляется 3*30=90 ‘авторов’. А в год минимум 1080. И на 1080 ‘авторов’ у нас, грубо говоря, 4 направления- Дагестан, Кольский, Камчатка, Байкал.

Этому может быть рад только инстаграм, куда ‘авторы’ сливают рекламный бюджет, а также инфоцыгане, которые плодят этих, свободных духом, предпринимателей. Это по сути новый вид мошенничества.

Не все авторские туры одинаково бездарны. Есть хорошие, но очень (!) редко.

Что делать?⠀

  • Покупать туры напрямую у местных туроператоров или экскурсии у местных гидов. Это люди, которые с Байкалом провели полжизни. Знают обо всех опасностях, знают 100500 запасных вариантов, на случай, если что-то пойдёт не так.
  • Выбирать тех, кто работает легально. Это могут быть официальные туроператоры, если Вам нужен тур (с лицензией и страховкой). Либо гиды-экскурсоводы, которые работают как самозанятые или ИП, в случае когда вам нужны экскурсии.
  • Заключайте договора
  • Читайте отзывы реальных туристов о любых организаторах. Халтура может быть не только у ‘авторов’, но и у местных организаторов. Просто в "авторских" турах её в разы больше.

В идеале нужно созвониться или написать нескольким туристам, которые оставили отзыв. Сейчас те операторы, которым нечего скрывать, указывают ссылку на аккаунты своих гостей.

  • Обращайте внимание, как давно компания работает на рынке, какая у неё репутация.
  • Не верьте инстаграмму! Авторские туры – это новый вид мошенничества. Аккаунт в инсте может быть безумно стильный и красивый. Но вы ведь едете не фотографии обучаться, а отдыхать. И важна не красота профиля, а опыт и сервисность организатора.

Помните о том, что в законе нет понятия "авторский тур".

Любой тур, разработанный местным туроператором и есть авторский по умолчанию. Потому что в этом случае тоже есть человек (автор) или команда, которая этот тур разрабатывала. Причём разрабатывала прямо здесь на месте - ездила по локациям, знакомилась с персоналом, смотрела технику и создавала маршрут и тур. Это называется профессиональный подход. Разработка оригинального тура занимает время. А "авторы" клепают свои туры за неделю на коленке, находясь за 5000 км от места проведения тура.⠀

Вы бы хотели, чтобы вам операцию на сердце сделал человек, которые посмотрел об этом пару роликов на ютубе? Я уверенна, что нет. Тоже самое и с туризмом. Если Даша-Глаша себе когда-то самостоятельно спланировала отдых в Турции – забронила отель и авиаперелёт, это не значит, что она может отвечать за отдых 10-15ти человек на экстремальном зимнем Байкале или Кольском, или Камчатке.

Выводы:

1) 99% массовых ‘авторских туров’ вовсе не являются действительно авторскими. Это красиво упакованный типовой стандартный тур с колоссальной наценкой от новичков, которые никогда не были в локациях.

2) Сейчас вся эта модная инстаграмная движуха называется Авторские туры. Но от того, что они уберут это название и будут просто Сборными турами, они не станут качественнее и цены не станут адекватнее. Поэтому при выборе тура, очень сильно рекомендую обращаться к местным туроператорам.

3) Настоящий авторский тур вы можете получить только от местного автора. Или крутых мега-путешественников.

Всем хорошего отдыха в России!

#авторские туры #туры на байкал #отдых на байкале #авторский тур на байкал #байкальский гид #туры от местных #Иркутск #ольхон #листвянка #байкал