Мне тогда было 16 лет. На дворе стоял 1998 год, и страна медленно скатывалась в пропасть.
Кажется, и так мы лежали тогда на дне, но все равно продолжали падать все ниже и ниже.
А между тем были в нашем государстве силы, которые чувствовали себя неплохо в этом хаосе событий. И решили они создать новую политическую партию. Само создание пришлось на 1999 год, а тогда процесс был только запущен.
И естественно, что в расчет брались и региональные отделения, которые нужно было организовать.
В региональное отделение в моем городе вошли местные предприниматели. Их было немного, человек, наверное, 5-6. Самые богатые. Это костяк. Были и "сошки" помельче.
И решили наши бизнесмены пригласить из Москвы представителей либеральной элиты, чтобы обсудить с ними свои дела, а заодно и получить членство в создаваемой ими партии.
Те приехали, их богато кормили, поселили жить в лучшей гостинице и решили устроить гостям большую культурную программу.
Позвали самого известного в городе артиста, который мог спеть, стихи почитать, забавную историю рассказать. Этот человек дружил с моими родителями и меня научил читать стихи. Красиво, с чувством, с толком, расстановкой.
А отвезти московских гостей его попросили на Родину С. Есенина в село Константиново. Почему-то он решил в поездку взять меня. Вероятнее всего, как опытный мастер сцены, он решил, что девочка, читающая стихи русского поэта, понравится гостям.
Денег мне за работу не полагалось, но актер обещал, что меня в поездке накормят и довезут до дома.
Когда я вошла в уютный микроавтобус и оглядела гостей, то поняла, что передо мной люди солидные. Это были мужчины от 40 до 50 лет, довольные собой и циничные. Они что-то выпивали из фляги и на меня не обращали никакого внимания.
- Да сдался мне этот Есенин, - басом ворчал крупный гость в дорогом кожаном пиджаке, - знаю я его, он у бабушки моей в московской квартире пья_ный весь диван пролежал.
И говоривший снова хлебнул из фляги.
Я молчала, понимая, что рядом с этими людьми лучше помолчать.
Мы приехали в музей. Гости лениво вылезли из микроавтобуса, неохотно прошлись по территории. Актер играл на гитаре, пел завораживающие душу песни на есенинские строки, я читала стихи. Самые глубокие и пронзительные, посвященные матери, сестрам, родной земле.
"Ты жива еще, моя старушка...", - звенела переливами гитара.
Но зрителям было все равно. Абсолютно. Их ничего не трогало. Ни красота слов, ни музыка, ни удивительная природная ширь этих мест.
Они были словно чужие на этом празднике жизни. И быстро потребовали, чтобы их отвели в ближайший ресторан.
- Пойдем с нами медовуху пить, - подмигнул мне один из гостей: высокий плотный человек с красноватым, лоснящимся от жира лицом.
И я поняла, что никуда с этими "динозаврами" не пойду. Не нужны мне их застолья.
Кстати, так вот сейчас выглядит тот самый ресторан.
Потихонечку отстала от группы и дождалась, пока гости скроются из вида.
С сожалением я поняла, что уехать сама не смогу, поэтому пошла в сельский магазин, расположенный неподалеку, купила себе хлеба и побрела в сторону старого кладбища. Оно было в 2 минутах ходьбы от дома Есениных, около храма.
Правда, до наших дней сохранились только могильные камни без надписей, выглядевшие как обычные валуны.
Это было мое самое заветное место. Я сидела на большом камне, ела хлеб и смотрела в ту самую небесную ширь, всегда восхищающую меня. Красота неописуемая.
Полюбуйтесь. Это галерея, ее можно листать.
Мне тогда подумалось, что ничегошеньки эти московские гости не понимают в своей родной стране. А вот Есенин понимал. Он Родину любил. А они ее презирают.
Гуляли в ресторане эти господа долго. Потом вывались из него пья_ные, плохо стоящие на ногах.
К этому времени я уже забралась в самое незаметное место в микроавтобусе.
Доехали до дома быстро. Актер поблагодарил меня за помощь, я улыбнулась ему и быстренько выскочила на улицу.
Больше этих людей в жизни я не видела. Политическая партия, которую они создавали, давно уже развалилась, не найдя поддержки у населения страны. Иногда некоторые из тех гостей мелькают на телевидении в образе "экспертов", но говорят такие вещи, что просто хочется заткнуть уши.
Есть и другие похожие на них. Так сказать, младшее поколение.
Но с тех пор все эти заправские "либералы" у меня так и ассоциируются с "гостями из Москвы", которые больше были похожи на отрицательных героев произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина, чем на обычных людей.