Учителей увольняют из школы за откровенные видео, фото, блоги в социальных сетях. Является ли такое поведение педагога аморальным, или он имеет право на личное пространство и самовыражение, в том числе в приватном танце или раскрепощенной позе на фото, в свободное от работы время?
Сетевое издание «Учительская газета» решило обсудить эту тему со своими читателями, в первую очередь – с учителями и родителями.
Допустимо ли педагогу выкладывать видео в банном халате, обсуждать спиртное и отношения с мужчинами, танцевать в нижнем белье и выставлять фото в купальнике в сети интернет. Связан ли педагог нормами морали за рамками исполнения должностных обязанностей? Как относятся наши читатели к таким ситуациям, как они отвечают на эти вопросы?
«Грязные» танцы, видео в неглиже и откровенные блоги в открытом аккаунте – истории увольнения педагогов
Прошла неделя, но все еще не улеглись страсти вокруг последней истории с учителем из Новосибирска – Викторией Кашириной. Девушка выложила в Инстаграм довольно «горячий» танец, выступая в белье. После этого молодого учителя уволили из школы, а СМИ наперебой и осуждали, и заступались за педагога-«танцовщицу».
Эта ситуация не первая и, скорее всего, не последняя.
Так, в марте нынешнего года из школы N 630 Санкт-Петербурга была уволена учитель Дарина Сергеева. Два года она преподавала русский язык, а параллельно снимала шуточные ролики о суровых буднях учителя, выкладывая их в TikTok. Их и сейчас можно найти на просторах интернета. Однако администрация школы увидела в действиях учителя нарушение «морального кодекса», «обесценивание статуса учителя» и даже… латентную порнографию – Дарина Сергеева и ее супруг снялись в ролике в банных халатах.
Еще один случай в Санкт-Петербурге: учитель под ником «Владычица пивная» вела блог в соцсети Twitter, где рассказывала про свободные отношения с обучающимися и спиртное. Блогерша была вынуждена уволиться из двух школ города.
В августе этого года свой аккаунт TikTok пришлось удалить учителю английского языка из поселка Горный Красноярского края Дарье Лейко. Она, как и Дарина Сергеева, снимала видео об особенностях работы педагога. Однако от родителей стали поступать жалобы на некомпетентность учителя, использование нецензурных выражений и создание роликов в рабочее время – во время уроков.
Это, конечно, только часть нашумевших историй. Они дают пищу к размышлению, рождают противоречивое мнение – возмущение и поддержку со стороны общества.
Учитель – образец морали и нравственности
Во все времена учитель был образцом морали и нравственности. Вспомним стереотипный образ учителя-женщины – строгое платье, белый воротничок и «пучок» на голове. Учитель – это кто-то удивительный и необычный, он не может жить в такой же квартире, как у всех, ездить на такой же машине и делать то, что делают обычные люди.
И авторитет Учителя выше, чем у других – он пример для родителей, учеников и даже высокопоставленных лиц, ведь у них тоже был учитель.
Но такое представление о педагоге, складывающееся в обществе на протяжении сотен лет, – моральная оценка.
А предписывает ли учителю законодательство быть «не таким, как все», быть авторитетом, примером и образцом?
Обратимся к Письму Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». Оно регламентирует, что педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы, а также воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей.
Что понимается под такой информацией, Примерное положение не отражает. Можно предположить, что это контент, обосновывающий или оправдывающий допустимость насилия и жестокости по отношению к людям или животным, содержащий нецензурную брань, вульгарные жесты и высказывания, а также разрушающий семейные ценности, демонстрирующий обнаженную натуру и прочие подобные действия.
На наш взгляд, ранее действовавший Кодекс профессиональной этики педагогических работников содержал более подробную характеристику образа учителя. Так, учителю надлежало соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы.
На основании Примерного положения каждое учебное заведение издает свой акт, регулирующий морально-этические требования к педагогу.
Отметим, что требования эти распространяются не только на рабочее время учителя, но и на внешкольную жизнь. Не может учитель в школе быть образцом нравственности, а выйдя за пределы образовательной организации, скандалить с продавцом в магазине, употребляя при этом ненормативную лексику.
Те действия учителей, о которых идет речь, по-разному оцениваются администрациями школ: где-то хотят скрыть возникшую ситуацию и предлагают уволиться по собственному желанию, а где-то, напротив, клеймят позором, предавая огласке информацию о поступке учителя.
В размещенной на сайте онлайн-гимназии, где работала учитель Виктория Каширина, статье разъясняется, как необходимо вести себя учителю, какой позиции придерживается учебное заведение в данном случае. В частности, отмечается, что самовыражение педагога всегда приветствуется. Но оно бывает разным – может идти на пользу несовершеннолетним, а может явиться негативным примером. Функция педагога, которая заключается не только в реализации образовательных программ, но и в морально-нравственном воспитании, должна сохраняться при любых обстоятельствах. Учитель всегда являлся образцом для подражания. И для нынешнего поколения это не менее важно. Причем важно не только общение учителя при исполнении обязанностей, на работе, но и его проявление за рамками школы, в частности, в аккаунте в социальной сети.
«Поэтому, безусловно, педагог может демонстрировать хобби, озвучивать свои жизненные принципы, рассказывать о себе и своей жизни, если это не подрывает его моральный облик и не является провокацией, способной нанести вред формированию здоровой личности ребенка или поставить под сомнение его педагогический авторитет…Психика детей очень восприимчива, она нуждается в бережном отношении. Ненормативная лексика, демонстрация курения или употребления алкоголя, видео в нижнем белье, а также сцены «откровенного» содержания, демонстрация насилия и жестокости – все это не имеет отношения ни к творчеству, ни к эстетике, ни к свободе личности и в открытом аккаунте педагога, по нашему мнению, недопустимо», – указывается на сайте онлайн-гимназии.
Не поддерживает коллегу и учитель из Барнаула Татьяна Кувшинникова. Она, как и Виктория Каширина, преподавала русский язык и литературу. А в свободное время занималась спортом, выложив однажды в социальной сети фото с соревнований по зимнему плаванию – в купальнике. За это и была уволена из школы.
Однако о случае с Викторией Татьяна отзывается критически, отмечая, что ситуации их увольнения абсолютно разные. Виктории не следовало работать учителем, если она занимается pole dance. Этот танец люди ассоциируют со стриптизом, в отличие от того же зимнего плавания.
Учитель – не монахиня
Так считает Сергей Чернышов, директор Новосибирского городского открытого колледжа. «Учителя — не члены монашеского ордена, они такие же люди, у них есть чувства. Они вправе показывать свое красивое тело в своих личных социальных сетях. Если кто-то смотрит Instagram и оскорбляется — ну не смотрите Instagram, да и всё», – говорит он.
Сама Виктория Каширина рассказала журналистам, что занимается pole dance, давно хотела снять ролик. Он не предназначался для обучающихся, но одна из учениц его увидела и рассказала маме. Мама девочки потребовала удалить видео, но Виктория ответила отказом, заблокировав и ученицу, и ее маму, посоветовав следить за дочерью, а не за учителем.
Ролик все-таки разлетелся по родителям, а утром директор гимназии потребовал его удалить. Виктории Кашириной предложили уволиться по собственному желанию, но она отказалась. Через два дня учителя уволили за аморальное поведение.
В настоящее время девушка удалила все аккаунты в социальных сетях и анкеты на сайтах репетиторов.
Будет она работать учителем или изберет другое направление, обжалует решение гимназии в суде или нет – решает только она.
Как бы ни складывалась дальнейшая жизнь педагогов из приведенных историй, скандальную известность и «славу» они приобрели: их обсуждают средства массовой информации, им пишут слова поддержки и ненависти, угрожают и предлагают новую работу.
Хорошо это или плохо? – ответ на этот вопрос хочется услышать от наших читателей.
Морально или аморально
Что соответствует нормам морали? И что такое мораль. Данное понятие не конкретизируется ни в законе, ни в судебных актах.
Мораль – это те представления о добре и зле, чести и совести, которые сложились в обществе. Проще говоря, «что такое хорошо и что такое плохо» знают все.
Трудовой Кодекс РФ предусматривает одно из оснований увольнения по инициативе работодателя – совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
Напомним, что расторжение трудового договора по данному основанию может применяться не только если аморальный поступок совершен педагогическим работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, но и при совершении такого проступка вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей (п. п. 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Являются ли фото в купальнике, видео приватного танца с супругом или более откровенного, но сложного в исполнении pole dance, выложенные на странице педагога в соцсети, аморальными? Как видим, мнения самих учителей на этот счет разделились. Неоднозначно и мнение общества – кто-то поддерживает учителя, считая, что он не робот, не монах и волен за рамками школы заниматься творчеством, выражать свое мнение, любить, дружить, жить обычной жизнью, его аккаунт в соцсети не должен находиться под круглосуточным «прицелом» учеников, родителей, руководства. Кто-то, напротив, относится к этому резко негативно.
Основной читательской аудиторией сетевого издания «Учительская газета» являются педагоги и родители школьников. Именно они, как никто, близко знакомы с психологией детей, с их восприятием увиденного и услышанного вне школьной программы. И, конечно, могут высказать профессиональное и родительское мнение по поводу моральных качеств, которыми должен обладать учитель, о нравственности тех или иных поступков. Какие действия допустимы, а какие – нет?
Изменится ли мнение общества, если откровенные фото, танцы и видео разместит в сети интернет не молодой учитель, а тот самый – в строгом платье и с кичкой на голове?
Обсуждая тему некорректного, а зачастую и хамского отношения к педагогу, мы затрагивали вопрос необходимости специального акта, который бы регулировал отношения между участниками образовательных отношений. В первую очередь – с точки зрения этики. Возможно, и в данном случае, помимо Примерного положения и локальных актов школ, требуется более конкретная регламентация требований к поведению учителя как на работе, так и в быту, разъяснение – что морально для педагога, а что – аморально.
Конструктивное обсуждение спорных, наболевших, актуальных, вызывающих резкую критику ситуаций, неизбежно приведет к положительным результатам в будущем и поможет внести изменения в правовые акты, пусть пока и на уровне образовательной организации, построить школьную корпоративную культуру. А учителю – стать эталоном нравственности.
Регистрируйтесь на сайте сетевого издания «Учительская газета», заходите в наши группы в социальных сетях, высказывайте мнение по данному вопросу, обсуждайте, предлагайте.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».