Найти тему

Постмодерн и театр

Период постмодерна длился с середины 60-х до конца 90-х гг. двадцатого века.

Отношение к этому понятию было трояким:

  1. Постмодерн — это распад модерна, кризис современной культуры.
  2. Постмодерн — это полный отказ от модерна, новый виток развития культуры.
  3. Постмодерн вообще неправильно выявлять как глобальное явление, постмодерн является частью модерна.

Однако нельзя отрицать того, что при возниконовении новой парадигмы структуры и стилистические черты “будущего” почти неизбежно смешиваются с теми, что уже отжили. Поэтому в постмодерне без модерна никак.

Постмодернисты отрицали анализ своего искусства, так как нет объективного смысла, есть только интерпретация, а следовательно, анализу не подлежит. Также из акта творчества исчезает автор, происходит некая “смерть автора”, как писал Ролан Барт. Опять же, это развитие группового искусства.

Постмодерн в театре можно отсортировать по категориям разными способами: как “театр деконструкции”, “мультимедийный театр”, “восстанавливающий ряд театральных условностей - неотрадиционалистский театр”, “театр жеста и движения”.

Были многочисленные попытки описать постмодернистский театр, его особенности: двузначность, прославление искусства как фикции/видимости, прославление театра как процесса, разрушение непрерывности, гетерогенность, не-текстуальность, плюрализм, возможность многочисленных кодов прочтения, подрывной характер, многообразные места действия, перверсия, актёр, взятый как тема и главная фигура, деформация, текст, служащий лишь базовым материалом, деконструкция, текст, которым пренебрегают как чем-то авторитарным и архаичным, перформанс как нечто третье между драмой и театром, антимиметизм, сопротивление истолкованиям.

Предполагается, что постмодернистский театр лишён дискурса, а потому в нём царят медитация, жестуальность, ритм и тон. К этому прилагается нигилистические и гротескные формы, пустое пространство, молчание.

Эти особенности могут противоречить друг другу, некоторые из них характерны и для традиционного театра. Постмодернистскому театру знакомо не только пустое, но и перегруженное пространство, он может быть нигилистическим и гротескным. Процесс, гетерогенность, плюрализм значимы вообще для всякого театра - будь то театр классический, современный или же постмодернистский.

Многие черты современной практики, которые называли постмодернистские, - от кажущейся или действительной произвольности средств и вышеперечисленных форм, которые беззаботно набрасываются, наудачу как некий коллаж разнородных стилевых особенностей, от театра образов - вплоть до театра смешанных медийных средств, театра мультимедийного или театра представления (перформанса) - ещё не вскрывают для нас существенного поворота прочь от модернизма, но просто демонстрируют отказ от устоявшихся традиций драматической формы.

Прилагательное “постмодернистский” прилагается к театру, который считает себя вправе оперировать за пределами драмы в наше время, наступившее “после” признававшейся значимости самой парадигмы драмы в театре. “после” драмы означает, что сама она сохраняется в качестве структуры “нормального” театра, не только в качестве структуры ослабленной и в значительной степени утратившей доверие, сохраняется как ожидание большой части той публики, которая к ней привыкла, как основа многих продолжающихся способов представления, как почти автоматически функционирующая норма собственной драматургии.

Постмодернистский театр можно описать так: члены или ветви драматического организма продолжают сохраняться и образуют как бы пространство воспоминания, которое одновременно и “вспыхивает”, и “взрывается”. Это выход за пределы модернизма.

Театр постмодерна охватывает собой настоящее положение/новое повторение/продолжение функционирования прежних эстетик - например, тех, которые уже прежде дистанцировались от драматической идеи, существующей на уровне текста, или же от основанного на этом театра. Искусство вообще не может развиваться без связи с предшествующими формами.

И даже искусство, которое провокативно отрицает прежнее, должно создавать нечто новое исходя из собственной своей мощи, а не пытаться обрести самотождественность  (собственную идентичность) всего лишь отрицанием классических норм. Как говорится, “отвергая - предлагай”.

Театр постмодерна оперировал уже существующими в культуре сюжетами. Из существующих мифологем возникал новый образ. Спектакль становился СО-бытием, исследованием, методом изучения смыслов, познанием самого себя и своих пределов.

Важно разграничивать понятия постдрамы и постмодерна. Если в первом случае акт — это выход за пределы нарратива, то во втором — это оперирование нарративами, архетипами.

-2

Литература:

1. Леман, Х.-Т. Постдраматический театр

2. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна

3. Барт, Р. Смерть автора