Период постмодерна длился с середины 60-х до конца 90-х гг. двадцатого века.
Отношение к этому понятию было трояким:
- Постмодерн — это распад модерна, кризис современной культуры.
- Постмодерн — это полный отказ от модерна, новый виток развития культуры.
- Постмодерн вообще неправильно выявлять как глобальное явление, постмодерн является частью модерна.
Однако нельзя отрицать того, что при возниконовении новой парадигмы структуры и стилистические черты “будущего” почти неизбежно смешиваются с теми, что уже отжили. Поэтому в постмодерне без модерна никак.
Постмодернисты отрицали анализ своего искусства, так как нет объективного смысла, есть только интерпретация, а следовательно, анализу не подлежит. Также из акта творчества исчезает автор, происходит некая “смерть автора”, как писал Ролан Барт. Опять же, это развитие группового искусства.
Постмодерн в театре можно отсортировать по категориям разными способами: как “театр деконструкции”, “мультимедийный театр”, “восстанавливающий ряд театральных условностей - неотрадиционалистский театр”, “театр жеста и движения”.
Были многочисленные попытки описать постмодернистский театр, его особенности: двузначность, прославление искусства как фикции/видимости, прославление театра как процесса, разрушение непрерывности, гетерогенность, не-текстуальность, плюрализм, возможность многочисленных кодов прочтения, подрывной характер, многообразные места действия, перверсия, актёр, взятый как тема и главная фигура, деформация, текст, служащий лишь базовым материалом, деконструкция, текст, которым пренебрегают как чем-то авторитарным и архаичным, перформанс как нечто третье между драмой и театром, антимиметизм, сопротивление истолкованиям.
Предполагается, что постмодернистский театр лишён дискурса, а потому в нём царят медитация, жестуальность, ритм и тон. К этому прилагается нигилистические и гротескные формы, пустое пространство, молчание.
Эти особенности могут противоречить друг другу, некоторые из них характерны и для традиционного театра. Постмодернистскому театру знакомо не только пустое, но и перегруженное пространство, он может быть нигилистическим и гротескным. Процесс, гетерогенность, плюрализм значимы вообще для всякого театра - будь то театр классический, современный или же постмодернистский.
Многие черты современной практики, которые называли постмодернистские, - от кажущейся или действительной произвольности средств и вышеперечисленных форм, которые беззаботно набрасываются, наудачу как некий коллаж разнородных стилевых особенностей, от театра образов - вплоть до театра смешанных медийных средств, театра мультимедийного или театра представления (перформанса) - ещё не вскрывают для нас существенного поворота прочь от модернизма, но просто демонстрируют отказ от устоявшихся традиций драматической формы.
Прилагательное “постмодернистский” прилагается к театру, который считает себя вправе оперировать за пределами драмы в наше время, наступившее “после” признававшейся значимости самой парадигмы драмы в театре. “после” драмы означает, что сама она сохраняется в качестве структуры “нормального” театра, не только в качестве структуры ослабленной и в значительной степени утратившей доверие, сохраняется как ожидание большой части той публики, которая к ней привыкла, как основа многих продолжающихся способов представления, как почти автоматически функционирующая норма собственной драматургии.
Постмодернистский театр можно описать так: члены или ветви драматического организма продолжают сохраняться и образуют как бы пространство воспоминания, которое одновременно и “вспыхивает”, и “взрывается”. Это выход за пределы модернизма.
Театр постмодерна охватывает собой настоящее положение/новое повторение/продолжение функционирования прежних эстетик - например, тех, которые уже прежде дистанцировались от драматической идеи, существующей на уровне текста, или же от основанного на этом театра. Искусство вообще не может развиваться без связи с предшествующими формами.
И даже искусство, которое провокативно отрицает прежнее, должно создавать нечто новое исходя из собственной своей мощи, а не пытаться обрести самотождественность (собственную идентичность) всего лишь отрицанием классических норм. Как говорится, “отвергая - предлагай”.
Театр постмодерна оперировал уже существующими в культуре сюжетами. Из существующих мифологем возникал новый образ. Спектакль становился СО-бытием, исследованием, методом изучения смыслов, познанием самого себя и своих пределов.
Важно разграничивать понятия постдрамы и постмодерна. Если в первом случае акт — это выход за пределы нарратива, то во втором — это оперирование нарративами, архетипами.
Литература:
1. Леман, Х.-Т. Постдраматический театр
2. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна
3. Барт, Р. Смерть автора