Найти тему
LeColoboqueJournal

УРОВНИ ВНИМАНИЯ

Зачем нужно внимание в разговоре о сознании

Центральным понятием инженерии психики будет «внимание», и это полностью соответствует sota-трендам в области изучения сознания.

Во-первых, в XXI веке сознание стали рассматривать механистически, как нечто лишенное мистического и почти магического, неповторимого «субъективного опыта».

Во-вторых, в последние годы в ведущих компаниях и лабораториях пытаются создать более сильный искусственный интеллект (далее — ИИ), который мог бы решать все более сложные и разнообразные задачи. Например, писать тексты за людей, что успешно пробует делать алгоритм GPT-3[1], помогать инженерам-технологам контролировать производство «железа» для телефонов и ноутбуков удаленно[2], снимать более красивые фотографии за счёт работы софта вашего телефона или камеры со светом[3], получить образцы грунта астероида из космоса, как это сделала беспилотная японская капсула Hayabusa2 в декабре 2020 года[4].

Пытаясь научить кремний быть умнее, исследователи начали рассматривать сознание как схему управления вниманием[5], поскольку именно внимание определяет на обработку каких процессов будет направлена вычислительная мощность мозга или софта компьютера.

Позаимствуем эти положения у нейробиологов и исследователей ИИ и будем говорить об управлении вниманием как инструменте для выявления неудовлетворенностей и желаний, постановки под контроль «внутреннего контекста» и выполнении ролевой практики до момента изменения физического мира.

Чтобы справиться с эмоциями в ходе конфликта, или с внутренними переживаниями, со страхами, хотелками, неудовлетворенностями — «внутренним контекстом» — в первую очередь нужны внимание и контроль сознания. Сначала нужно обратить внимание на свои чувства, распознать их[6], а затем удержать внимание на том, чтобы справиться со своими ощущениями.

Невозможно справиться с собой без управления вниманием или без понимания, на чем вы фокусируетесь прямо сейчас и чего бы хотели добиться или без осознания того куда «утекает» ли ваше внимание (от нужной вам цели на ненужные переживания или отвлечения).

До тех пор, пока с удержанием внимания есть проблемы, результаты применения любых эмоциональных практик будут, скорее всего, не устойчивыми. Именно поэтому при выборе и применении любых психопрактик стоит помнить о внимании.

При применении различных эмоциональных практик, выяснении и уточнении своих неудовлетворенностей мы обычно задействуем мозг — естественный вычислитель, который постоянно обрабатывает большой массив информации от окружающей среды и наших органов чувств. Однако мы не будем забывать и о нашем теле.

Уже доказано, что испытываемые нами эмоции отражаются в теле и влияют на его физическое состояние[7] — отсюда и реакции на стресс, когда человек страдает от головной боли или просто плохо выглядит, или же испытывает прилив сил и чувствует себя замечательно, когда в жизни все хорошо. Точно так же и состояние тела влияет на наши ощущения: когда человек болеет, настроение у него часто подавленное, а если избавился от напрягов и зажимов в теле[8], то бонусом может получить и улучшение настроения, ощущение довольства собой. Поэтому при работе с неудовлетворенностями проявляем внимание к телу: если оно не в порядке, контролировать «внутренний контекст» будет сложнее[9].

Тело и мозг — наши основные инструменты, через которые мы воспринимаем окружающий мир, при помощи которых мы создаём другие инструменты — наш «экзокортекс». Чтобы инструменты хорошо работали, их нужно держать в хорошем состоянии: плохо заточенным ножом сложно порезать хлеб, ноутбук с мигающим экраном не позволит вам плодотворно поработать. Точно так же за телом и мозгом нужен уход, необходимо техобслуживание организма и качественный осознанный отдых для перезарядки ваших «батареек».

Если тело и мозг — физиологическая база — не в порядке, если что-то болит, если вы не выспались, устали или плохо питаетесь, будет крайне трудно заниматься сложной интеллектуальной деятельностью, будет плохо восприниматься прочитанный материал, сложно будет сосредоточиться на общении или реализации возможностей. Поэтому внимание к телу, «телесная осознанность», является важной частью собранности.

Для изменения физического мира нужно не просто выбрать роль и один раз выполнить ролевую практику, а удержать внимание на действиях по роли до момента изменения физического мира. Недостаточно один раз запустить таймер Помодоро, чтобы понять, помогает ли эта практика контролировать внимание и отвлечения в рабочих задачах, при чтении нехудожественной литературы или мышлении письмом; надо прочитать статью или книгу про Помодоро и пробовать применять практику в течение некоторого времени[10]. Чтобы избавиться от привычки курить, недостаточно один раз не выйти на перекур с коллегами — нужно регулярно не курить, а также изменить окружающую среду так, чтобы она способствовала «правильному» поведению и препятствовала «неправильному».

Для реализации возможностей, особенно тех, что требуют значительного времени (несколько лет), например, запуска собственного бизнеса или переезда в другую страну, нужно удерживать внимание на исполнении роли в течение этих нескольких лет. При этом нужно не только выбирать и исполнять роли, но и уметь входить в роль и выходить из нее, а также не ассоциировать себя как личность с одной конкретной ролью, не срастаться с ней, чтобы неудачный опыт в этой роли не обернулся надломом для вашей психики и не ударил по исполнению других ролей.

Для того чтобы отслеживать эмоциональную составляющую роли и «срастание» с ней, также нужно контролировать сознание, вовремя выходить из роли, обращаться к специалисту — психологу, психотерапевту или психиатру — если возникают подобные проблемы и вы чувствуете, что не в силах с ними справиться самостоятельно.Уровни внимания

Майкл Грациано, автор стандартной модели сознания, предлагает рассматривать внимание как вычислительный ресурс мозга, который выборочно фокусируется на обработке определенной информации[11]. В психонетике внимание рассматривается как выделение фигур из фона, обладающее свойством направленности (на какой-то объект)[12].

Например, когда общаетесь со знакомым, ваше внимание направлено на знакомого и на содержание беседы с ним, он как бы «вырезается» из картинки, внимание же к остальному окружающему миру становится фоном. Вы не обращаете внимания на фон до тех пор, пока он не становится важнее беседы: например, вам на ногу наступает человек из толпы, или вы слышите громкий резкий звук, который вырывает вас из беседы. В этот момент фокус внимания перемещается на человека из толпы или источник звука, и теперь вы размышляете о том, что делать с ними, а не о том, что ответить на аргумент собеседника.

Мы будем пользоваться этими определениями и рассматривать мозг как вычислитель, который постоянно занят обработкой и распознаванием поступающей от органов чувств информации и построением картин мира на ее основе.

Нейробиологи (Грациано) и психонетики рассматривают только моментальное внимание, то, которое можно измерить прямо сейчас. Например, в данный момент вы читаете эти строки, и ваше внимание направлено на них. Но исполнение ролевых практик, постановка хороших привычек требует не только внимания «сейчас», но и на более длительном временном промежутке.

Мы можем рассмотреть виды деятельности по временной шкале от настоящего до будущего, а также учесть основные виды психопрактических процедур и изменения от них на разных временных промежутках. В итоге выявляются 4 уровня внимания, с которыми удобно работать. Они охватывают разные аспекты жизни, и на каждом уровне есть свои практики удержания внимания.

Мы выделяем следующие 4 уровня внимания:

  1. Мгновенное/моментальное внимание (on-the-spot, transient attention) — это удержание внимания на текущем состоянии и эмоциях в момент действия и мышления (реальное время танца, разговора, действий в спорте). Этот момент может длиться от миллисекунд до 1,5 минуты[13], а темп, с которым придётся столкнуться на этом уровне, составляет примерно 100−300 ударов в минуту по метроному[14].
  2. Фокусное внимание (focused attention) — удержание внимания в рассуждении (читать, писать, решать рабочие задачи, делать ДЗ по курсу без отвлечений). Здесь речь уже идет о нескольких десятках минут — нескольких часах.
  3. Привычное внимание (habitual attention) — удержание внимания на постановке привычки/практики от осознанного исполнения до автоматизма в применении в нужной ситуации. Это уровень изменения образа жизни, уровень реализации проектов и прохождения обучений, который длится от нескольких дней (для простых привычек) до месяцев и нескольких лет (для проектов).
  4. Жизненное внимание (life attention) — удержание внимания на качестве вашей жизни: на неудовлетворенностях, ощущениях счастья/несчастья, довольства/недовольства жизнью, управление лонгитюдными состояниями и стратегирование жизни в целом (что мне хочется? куда я иду? где могу оказаться через пару десятков лет?). «Жизнь» здесь рассматриваем как временной слот, а не как разные аспекты жизни. Это несколько лет — несколько десятков лет.
  5. Также потенциально существует 5-й уровень — уровень внимания эпохи (коллективный), который выходит за пределы жизни одно человека[15].

Важно отметить, что это лишь один из способов выделения уровней внимания, который предлагается в данном курсе. Другая школа может, в зависимости от цели, выделить уровни иначе и иначе их рассматривать, что абсолютно нормально.Уровни, системность и непрерывность внимания

На следующей картине размещены первые четыре уровня внимания на временной шкале от настоящего к будущему:

-2

Обратите внимание, что прошлое тут не рассматриваем, потому что прошлое неизменно. Результаты наших прошлых действий и картин мира уже выражены в состоянии дел в настоящем — точно так же, как в текущих рыночных ценах уже выражены произошедшие к данному моменту изменения в спросе и предложении товаров на рынке. Мы можем лишь изменить отношение к прошлому, отделить факты произошедшего от наших оценок, суждений и чувств, чтобы учесть прошлые ошибки и не совершать их в будущем. Но с точки зрения внимания время прошлого уже потрачено, и для управления вниманием на 4 уровнях нужно думать о том, чего мы хотим от жизни в настоящем и будущем, а прошлый опыт учитывать лишь как точку отсчёта и источник информации о том, как поступать надо или не надо.

Уровни внимания в нашем рассмотрении системны, выделяются вниманием в деятельности. Каждый следующий уровень включает в себя внимание предыдущего уровня. Например, привычка заниматься спортом по средам на уровне изменения образа жизни включает в себя 1,5-часовые тренировки каждую среду без пропусков. На уровне фокуса это означает, что вы не отвлекаетесь в ходе отдельно взятой тренировки на другие дела, к примеру, на звонок или наблюдение за окружающими. На уровне жизни — что вы регулярно работаете со своими неудовлетворенностями (в данном случае — неудовлетворенностью физической формой или здоровьем), задаёте себе вопрос: как я сейчас себя чувствую? как оцениваю результаты занятий в целом? занимаюсь ли тем, что мне нравится?, а также корректируете свои планы и выбираете новые направления для развития. Например, планируете сменить вид спорта: раньше занимались просто фитнесом, а теперь решили пойти на социальные танцы или заняться борьбой.

Запрос на управление вниманием обычно идет с уровня выше, а чинится на уровне ниже. Системность тут заключается в том, что мы сначала определяем нужный (целевой) уровень изменения внимания в деятельности, затем идем на уровень выше, чтобы разобраться с запросом, и только потом ныряем вниз. Сначала выясняем, в чем заключается проблема, которую мы решаем, какие там потребности (из инженерии требований, не психологии!) и неудовлетворенности, а потом спускаемся на уровень ниже и проблему решаем.

Например, когда пытаемся поставить привычку использовать практику GTD или избавиться от привычки курить, надо сначала понять, с какой целью мы хотим это сделать, какую неудовлетворенность хотим закрыть. Обычно это проблемы с расписанием и доведением дел до конца в случае GTD и проблемы со здоровьем в случае курения. Затем определиться, хотите ли вы возникшую у вас проблему решать именно этим способом: возможно, вам будет удобнее вместо GTD использовать какие-то другие практики собранности, а обычные сигареты заменить электронными вместо полного отказа от курения. Или решите, что никакие привычки внедрять не будете, как и отказываться от имеющихся, потому что по вашим оценкам и ощущениям сложность и усилия на внедрение изменений превышают для вас бонусы от изменений.

После этого начинаете ставить новую хорошую привычку или избавляться от старой плохой. Для этого используются практики уровня привычки и отслеживая непрерывность постановки на уровне фокусного внимания. Например, при постановке практики GTD постоянно «выгружаете» из своей головы планы, обязательства и идеи в личный экзокортекс, а в случае отказа от курения каждый раз воздерживаетесь от похода в курилку и идете вместо этого приседать.

Если есть проблемы с отвлечениями от решения рабочих задач на уровне фокусного внимания, то нужно бы оценить, как это влияет на реализацию проектов и ваши ощущения[16], а также попробовать найти проблемы в организации вашего рабочего процесса и окружающей среды. Может быть, у вас захламлен рабочий стол, на нем много лишних вещей, которые удерживают ваше внимание на неважном? Может быть, вы не отключаете все мессенджеры, когда запускаете таймер Помодоро, и ещё не выключили уведомления от всех приложений на телефоне?

С точки зрения системного разбиения, которое будет рассматриваться дальше в следующих главах, уровень привычки в примере с GTD и курением — целевой, а вот уровень жизни является «надсистемным». В свою очередь, уровень фокуса используется в «системе обеспечения» привычки использовать GTD/жить без курения. Если сейчас этот пример не понятен, не расстраивайтесь: системное разбиение будет подробно разбираться в главах 7−10. После изучения этих модулей можно вернуться к материалу о внимании и перечитать его с новыми знаниями.

На каждом уровне внимания работают определенные специалисты, которые используют соответствующие практики. Зачастую более высокими уровнями (уровень привычки, уровень жизни) занимаются специалисты по развитию — тьюторы, коучи и тому подобные, а уровнями ниже специалисты по коррекции — психологи, психотерапевты, и иногда даже психиатры и врачи, чинящие тело[17].

К психологам и психотерапевтам при этом можно пойти и за коррекцией внимания на более высоких уровнях, но это будет именно коррекция, для развития лучше подключать специалистов по развитию, поскольку они будут обращать ваше внимание на возможности, а не на неудовлетворенности.

______

Понятия и модели: внимание; уровни внимания; «уровни внимания: моментальное, фокусное, привычное, жизненное»

https://blog.system-school.ru/2021/12/17/urovni-vnimaniya/

#саморазвитие