Новость о том, что Компания «Сухой» проводит глобальную реконструкцию своих производственных мощностей, внушает оптимизм для всей отечественной боевой авиации в целом.
В первую очередь Сухой проводит реконструкции помещений опытного производства, где происходит отработка и изготовление изделий, а так же гальванический цех, где будет выполняться процесс нанесения покрытия в замкнутом цикле.
Реконструкция затронула и летно-испытательную и доводочную базу с комплексом лабораторно-стендовых испытаний самолетных систем и оборудования.
Реконструкция идет на производственных предприятиях, как в Комсомольске-на-Амуре и Иркутске, так и в Новосибирске. Все работы проходят в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» и за счет федерального бюджета.
Согласно тендерной документации, из федерального бюджета на выполнение работ только в этом году было выделено около 1,5 млрд. рублей. Однако полная стоимость всех работ, с учетом закупок инновационного технологического оборудования, и сколько лет продлится эта реконструкция, не сообщается.
Руководство компании Сухой заверило, что благодаря этой масштабной работе по реконструкции производственных линий не только увеличатся мощности предприятия, но и значительно повысятся сроки выполнения и качество самих заказов.
Также и глава Ростеха Сергей Чемезов внес свою лепту, заявив, что реконструкция позволит уже в ближайшее время вывести самолеты Сухого на совершенно новый уровень и сделает их уникальным и конкурентоспособным предложением на международном рынке вооружений.
Стоит отметить, что в настоящее время в компании Сухой серийно выпускают четыре типа истребителей, отвечающих отдельным требованиям действующего государственного плана перевооружения страны.
К ним относятся три тяжелых истребителя и один фронтовой бомбардировщик. Это истребители Су-57, Су-35С, Су-30СМ, а так же специализированный ударный истребитель Су-34.
В настоящее время с учетом последних модернизационных изменений, включая более современные и более мощные силовые установки, именно так по технической документации проходит многофункциональный фронтовой бомбардировщик Су-34.
Сегодня же Су-30СМ собирается на Иркутском авиазаводе, Су-35С и Су-57 в Комсомольске-на-Амуре, а Су-34 в Новосибирске. Однако уже в недалеком будущем данная картина может существенно измениться.
На данный момент точно известно, что все истребители Сухого производимые сегодня останутся в серийном производстве до окончания текущей оборонной программы. То есть до 2027 года. Эксперты полагают, что после этой даты основная ставка будет сделана на выпуск истребителей Су-57 и Су-75.
Однако в ОАК заверяют, что на фоне увеличения военным ведомством закупок Су-57 и модернизации существующего парка истребителей Сухого, в перспективе ожидают и увеличение спроса на международном рынке на модифицированные изделия линейки 4-го поколения, которые к тому времени будут уже гораздо эффективнее и дешевле.
Также было отмечено, что следующие модификации Су-35 и Су-30, с учетом их модернизации, будут иметь некоторые возможности самолетов 5-го поколения.
Существует вероятность, что производство истребителей линейки Су-30 и Су-35 будет локализовано на одной объединённой линии. Вопрос, только на какой именно.
Более того на данный момент появилась информация, что уже с этого года на производственных линях компании Сухой началась подготовка к первому этапу унификации Су-30 и Су-35. Теоретически это позволит компании оптимизировать весь процесс производства изделий.
То есть такой поход удешевит производство за счет роста его объемов, время, усилия, сократит риски связанные с расширением производственных мощностей. Так же это ускорит подготовку и обучение квалифицированного технического персонала, и положительно скажется на обслуживании и ремонте техники в целом.
Стоит отметить, что размеры планера обоих машин принципиально одинаковы. Однако в отличие от своего собрата, стоимость Су-35С выше.
Су-35 имеет более дорогостоящие современные и более мощные силовые установки АЛ-41Ф-1С с всеракурсным управляемым вектором и тягой на форсаже до 14,5 тонн.
В то время как на Су-30СМ устанавливаются двигатели АЛ-31ФП с меньшей тягой на форсажном режиме до 12,5 тонн. Но все же силовые установки Су-30 так же имеют управляемый вектор тяги, и в значительной степени повышают манёвренные и ресурсные характеристики самолёта, в отличие от двигателя АЛ-31Ф установленные на Су-27 и двигателя АЛ-31ФН поставляемые для китайского истребителя J-10. Эти агрегаты уже без вектора и соответственно дешевле.
В случае унификации Су-35 и Су-30, последние получат более современные двигатели АЛ-41Ф-1С, которые ранее устанавливали только на тридцать пятый.
Безусловно такое конструктивное решение положительно скажется не только на манёвренности и тяговооруженности Су-30СМ, но и на всех летно-технических характеристиках в целом, включая ресурс и надежность.
Еще одним из преимуществ Су-35 перед Су-30, является более совершенный планер, сделанный с применением в конструкции обшивки композитных материалов.
То есть планер Су-35 в свою очередь более легкий, более прочный и имеет гораздо меньшее радиолокационное сечение рассеяния, чем и обуславливается одна из важнейших характеристик современных истребителей, определяющих радиовидимость самолетов и их стоимость соответственно.
Возможно, дальнейшее развитие и более широкое использование композиционных материалов в отечественной авиационной промышленности позволит отработать технологию изготовления композитных деталей без больших материальных и трудовых затрат.
Однако на данный момент производственные технологические циклы компании «Аэрокомпозит», больше похоже на штучное производство, чем и обусловлена конечная стоимость самого изделия.
В настоящее на первом этапе этой программы унификации на Иркутском авиационном заводе уже завершили модернизацию истребителей Су-30 и довели их до уровня Су-35. Первые две машины еще в прошлом году были переданы в опытно-конструкторское бюро для прохождения заводских испытаний.
Вследствие унификации Су-30 получил кабину Су-35 с современным бортовым радиоэлектронным оборудованием. А так же аналогичную бортовую радиолокационную станцию Ирбис, и более современные двигатели АЛ-41Ф-1С, которые в свою очередь ранее устанавливали только на Су-35.
Предполагается, что унифицированная модификация Су-30, но пока только по желанию заказчика, может быть оборудована и многофункциональным бортовым авиационным комплексом радиоэлектронной борьбы Хибины.
Более того, теперь у Су-30 появится возможность использовать новые высокоточные средства поражения воздушных, наземных и морских целей, что и более дорогая версия условного поколения 4++.
Например, использование Су-30 противокорабельной крылатой ракеты Х-32 и Х-35 с дальностью поражения надводных целей до 1000 км, а так же ракеты большой дальности Р-37 ЭМ класса «воздух-воздух» с дальностью поражения до 320 километров, значительно повысит боевую эффективность и функционал более дешевой машины.
Вследствие этой унификации уже можно предположить следующие варианты распределения производственных мощностей компании Сухой. Иркутский авиационный завод будет собирать на своей линии унифицированные истребители Су-35 и Су-30.
В Новосибирске производство сделает акцент на новой модификации ударного истребителя Су-34, который так же обзавелся более современными и более мощными двигателями линейки АЛ-41Ф.
А в Комсомольске-на-Амуре, соответственно сделают упор на самолеты 5-го поколения Су-57 и Су-75, которые по заявлению представителей объединенной авиастроительной корпорации, так же будут иметь частичную унификацию.
Так же читайте на моем канале: Стало известно количество боевых самолетов ВВС и ВМФ Украины