Эту книгу я увидела во время распродажи на сайте издательства МИФ. И это было как раз кстати. Весь ноябрь у меня был упадок настроения, в том числе из-за работы. Я не понимала, почему с таким трудом давались рабочие задачи, сил хватало только на срочные дела, всё чаще крутились в голове вопросы:
А этим ли мне надо заниматься? Может, пора что-то менять?
«Это норм!» не помогла полностью избавиться от вопросов или найти все ответы, но задала ориентир, который помог выйти из этого состояния.
Кризисы — это нормально
Елена Резанова утверждает, что кризисы — это часть любого карьерного пути. Да, неприятная и дискомфортная, но показывающая, что вы развиваетесь и растёте.
Триггеры кризиса могут быть разные: ощущение, что вы остановились в развитии и переросли свою должность; событие или встреча, которые заставили переосмыслить ценности.
Думаю, триггером моего кризиса стало изменение в рабочих обязанностях. Елена Резанова пишет:
Кризис — это индикатор того, что старая парадигма отношений, работы, мышления или поведения перестала быть эффективной. То есть кризис — маркер того, что старое больше не работает, а новое ещё не сформировано. И вот это несформированное новое как раз и создает эмоциональную пустоту и фрустрацию.
Когда я работала SMM-менеджером и вела социальные сети, большую часть моей работы нужно было делать руками: я собирала картинки в редакторе, писала посты. И если раньше результат работы был виден сразу, то сейчас, отвечая за стратегические задачи (например, поиск источников роста аудитории), дистанция до результата увеличилась, а личный вклад стал менее заметным.
Чтобы решить эту проблему, я созвонилась с руководителем и мы обсудили, что с этим делать. Мы расписали, к какой цели идём, на какие показатели работы смотрим, а также договорились чаще встречаться и каждые две недели проводить ретроспективы.
Если вы тоже чувствуете неопределённость в вашей работе, попробуйте поговорить об этом с вашим руководителем или тим-лидом.
На работе не может быть всё идеально
Если вас преследуют мысли, что на любимой работе всегда должно быть интересно, радостно и классно, то так не бывает. Погоня за идеалом может мешать видеть хорошее здесь и сейчас.
Автор книги пишет, что нужно уметь различать попадание под обаяние мифа о призвании и карьерные кризисы. Чтобы это сделать, задавайте себе вопросы:
- Какие задачи мне нравятся?
- Совпадает ли ваш список с тем, что вы делаете сейчас?
- Что в вашей работе вас не устраивает? Можете ли вы на это повлиять?
Помните, что любимая работа — это не про обретение удовольствия, а про решение интересных проблем.
Тестируйте карьерные гипотезы
В книге мне также понравилась идея тестировать карьерные решения так же, как и продуктовые в бизнесе. То есть сначала нужно выдвинуть и максимально быстро и дешёво проверить гипотезу, и только потом принимать решение о кардинальных изменениях.
Например, я думаю, что мне интересно было бы заниматься веб-дизайном. И вот можно было бы уже уволиться и искать подходящую работу. Но правда в том, что я пока делала только учебные проекты, не работала с клиентами и не работала с настоящим продуктом. И в реальной жизни это может оказаться не таким уж и интересным занятием. Поэтому сначала лучше попробовать выполнить пару заказов для друзей, сохранив рабочее место.
Работа — только часть вас
Если работа для вас — это всё, вы рискуете стать заложником сверхожиданий от работы и всегда находиться в поиске.
Работа не должна объединять все ваши интересы и быть единственным источником энергии и радости в жизни. Ищите то, что вас драйвит в свободное время, разбирайтесь в своих мечтах. Часто именно в них кроется ваши истинные интересы.
Главный компонент успешных историй
Елена Резанова пишет, что в желании работать на себя часто кроется потребность знать, что наши действия — это выбор, а не навязанные извне решения.
В работе нам нужна свобода в выборе задач, времени, способа работы и команды.
Путь к этой свободе лежит через востребованность, которая складывается из профессиональной ценности (ваш накопленный опыт), связки с реальностью (умение применять знания и навыки) и репутации. Именно эта связка позволяет вам управлять своей карьерой и выбирать, где работать, с кем работать и становится дороже с каждым годом и проектом.
В этом обзоре я рассказала далеко не о всех идеях, представленных в книге. В ней вы ещё найдёте информацию о том, что делать с выгоранием и обесцениванием своих трудов, как стать профессионалом своего дела, как выйти из карьерного тупика и искать возможности, какие компетенции помогут выстроить карьерный путь в нестабильное время.
«Это норм!» — хорошая книга о карьерных кризисах. С примерами, но без воды.
Начните новую карьеру с тренажёров HTML Academy! Потому что вдруг ваша старая уже всё?
👉 Попробовать 👈
Это бесплатно.