Найти тему
Искры

Главные фильмы недели:что смотреть в «Победе» 16 – 22 декабря?

«Матрица: Воскрешение»
(реж. Лана Вачовски, США, 2021)
С 16 декабря

О фильме одним предложением

Долгожданное продолжение великой саги о Матрице с приключениями воскресших Нео и Тринити.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Четвёртая (и последняя, судя по всему) часть франшизы. За 22 года, прошедших после выхода первой «Матрицы», выросло поколение, в этой матрице родившихся и не знающих никакой другой действительности: братья Вачовски стали сестрами, кино- и не только технологии стали совершеннее, эффекты — визуальнее, а искусственный интеллект действительно грозит поработить человека.

Сегодня очевидно, что «Матрица» задала новые стандарты научной фантастики в кино, и в плане не только визуальности (в частности, эффект bullet time, остановка времени, стал использоваться налево и направо), но и философской наполненности — самый популярный философ современности, обожающий порассуждать о кино, Славой Жижек написал целую книгу на эту тему, где связал «Матрицу» чуть ли не со всеми основными вопросами, которые ставит перед собой человечество (Что я могу знать? Что мне делать? На что мне надеяться? Что реально? Что есть счастье? Что есть разум? Что есть свобода и свободны ли мы?), с мыслителями от Платона до Бодрийяра и от Маркса до Сартра, с основными разделами философии, включая метафизику, эпистемологию, этику, эстетику, философию сознания, философию религии и политическую философию.

Добавим, что кроме Книги книг, буддизма и всей мировой философии среди возможных источников вдохновения для создания фильма называют также гностицизм, киберпанк и хакерскую субкультуру, «Алису в Стране чудес» Кэрролла, книги Айзека Азимова и Артура Кларка, восточные боевики и аниме.

Кино, даже такое глубокое и неординарное в идейном плане, как «Матрица», между тем, не сводится к набору философем.

Это, кроме всего, увлекательное, захватывающее зрелище, заставляющее затаив дыхание следить за трансформациями Киану Ривза и превращением его в настоящего избранного, способного повести массы на бой с поработившей человечество системой.

За эти годы смыслы и образность фильмов Вачовски смогли опутать весь мир невидимой паутиной, они проросли в компьютерные игры, комиксы, повлияли на кино и вообще способ видения и мышления, вошли в язык и стали подменять собой реальность не хуже описанной ими власти машин. В этом смысле мы все эти годы живем в матрице.

Про новый фильм известно не так много, помимо того, что фильм сняла лишь одна из сестер Вачовски: Нео — длинноволосый Киану Ривз, Тринити — всё та же Кэрри-Энн Мосс, Морфеус, судя по всему, уже не Лоренс Фишбёрн, появится много новых персонажей, создатели обойдутся без зелёных циферок, бегущих по экрану, а «кэрролловский» пласт реминисценций будет отсылать к «Алисе в Зазеркалье».

Белый кролик, ставший лейтмотивом первого фильма, здесь тоже, впрочем, присутствует — в трейлере звучит White Rabbit группы Jefferson Airplane, тату на плече девушки тоже мелькает. В остальном, несмотря на все новации, хочется верить, фильм не разочарует.

«Человек-паук: Нет пути домой»
(реж. Джон Уотс, США, 2021)
С 15 декабря

О фильме одним предложением

Новый супергеройский фильм о самом популярном персонаже из киновселенной Marvel.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Анонсы и статьи о премьере полны цифр — сколько человек посмотрело трейлер фильма, какие ожидаются сборы, сколько тысяч видео записали фанаты. В деталях прослеживают историю этого персонажа, начиная с комиксов 60-х, подробно рассказывают, как Человек-паук влился в стройные ряды героев вселенной Marvel и какие у него отношения со старожилами франшизы.

Сюжет фильма, как пишут, продолжает историю Питера Паркера после его столкновения со злодеем Мистерио в фильме «Человек-паук: Вдали от дома» — предыдущей части серии. Там Мистерио успел испортить супергерою жизнь, раскрыв его личность, и теперь весь мир знает, кто такой Человек-паук, а значит, его близкие и он сам стали мишенью для преступников, журналистов и простых зевак. Над домом тёти летают вертолёты, сам Паркер, девушка Паркера и его лучший друг Нед страдают от такого внимания, сторонники хвалят, теоретики заговора преследуют, в окно бросают кирпичи, все знают его имя, Массачусетский технологический институт отказывается принимать.

В новой части, пишут критики, Питер обращается за помощью к Доктору Стрэнджу (роль Бенедикта Камбербэтча) и просит того заставить всех с помощью магии забыть о том, кто есть кто. Стрэндж соглашается, но из-за «ломаного» заклинания всё идёт сикось-накось…

Заклинание открыло двери мультивселенной, и оттуда в мир стали проникать гости из параллельных миров, среди них оказываются и злодеи из предыдущих фильмов о Человеке-пауке, снятых ещё до Тома Холланда: Доктор Осьминог Зелёный гоблин, Электро, Ящер и Песочный человек. Вместе с ними появляются и исполнители предыдущих воплощений Человека-паука: Тоби Магуайр из «паучьей» трилогии Сэма Рэйми и Эндрю Гарфилд из дилогии Марка Уэбба.

То есть новый фильм франшизы хитро устроен, заманивая зрителей разных поколений, помнящих своих Человеков-пауков. Об этой уловке подробно пишет, например, Rolling Stone, а Entertainment Weekly утверждает, что хотя фильм сначала кажется чистым фан-сервисом, но оказывается одним из лучших из тех, что сделала Marvel, — нежным, забавным и немного разрушительным. Были слышны, уверяет критик, рыдания в кинотеатре на премьерном показе. Будут ли слышны рыдания на показах у нас, не самое интересное.

Самое интересное на самом деле то, что в афише сошлись премьеры двух великих франшиз — «Человека-паука» и «Матрицы». Кто выиграет, вот в чём вопрос. Или, переформулировав: если слон на кита залезет, кто кого заборет?

«Остров Бергмана»
(реж. Миа Хансен-Лёв, Франция, Бельгия, Германия, Швеция, Мексика, 2020)
С 16 декабря
Кинопоиск 6.149 / IMDb 6.7

О фильме одним предложением

На остров Фарё, где жил и работал Бергман, приезжает пара американских сценаристов поговорить о его жизни и творчестве.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Мужчину зовут Тони (Тим Рот, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Обмани меня» и проч.), женщину — Крис (Вики Крипс, «Колония Дигнидад», «Призрачная нить»), они хотят провести летний месяц в доме великого шведского режиссёра, поработав над своими сценариями. Весь фильм они разговаривают о жизни Бергмана, обсуждают его поведение, то, что он не любил своих многочисленных детей от разных жен и не воспитывал их, что вообще был человеком недобрым, и как это соотносится с его творчеством. Смотрят они на это по-разному, женщине сложнее примирить одно с другим.

Кроме разговоров и прогулок по острову, собственно, ничего не происходит — в какой-то момент Крис начинает пересказывать свой сценарий Тони, и её персонажи сначала оживают, занимая своё место на экране, а потом и вовсе входят в жизнь, общаясь с автором.

Немного напоминает отличный российский сериал «Большая секунда», но наш, честное слово, сделан поинтересней. Главный вопрос — насколько «Остров Бергмана» может быть любопытен зрителям, не видевшим ни «Персону», ни «Сцены из супружеской жизни», ни «Фанни и Александр».

«Оленьи рога»
(реж. Скотт Купер, США, Мексика, Канада, 2021)
С 16 декабря
Кинопоиск 5.648/ IMDb 6.3

О фильме одним предложением

Ужастик о злобном сверхъестественном существе с оленьими рогами, поселившемся в теле жителя маленького американского городка.

О фильме развёрнуто (многобукв)

В фильме, спродюсированном любителем разнообразных ужасов Гильермо дель Торо, много чёрной желчи, хрустящих костей и наполовину разжёванных тел, а вот фирменного блеска нет, пишет «Гардиан». По сюжету, злобная тварь нападает во время вылазки отца с сыном в заброшенную шахту, оба умудряются уцелеть, но зло уже внутри, и даже если запереться в доме, от него не избавиться… На беду, учительница, обеспокоенная отсутствием мальчика в школе, решает навестить семейство… Учительнице несдобровать, ясное дело.

«Любовь, любовь, любовь»
(реж. Элинор Коппола, США, 2020)
С 18 декабря
IMDb 5.9

О фильме одним предложением

Комедийная мелодрама от супруги Фрэнсиса Форда Копполы о любви, верности, и предательстве.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Элинор Коппола, снявшая в своё время документальную ленту о создании «Апокалипсиса сегодня», затем надолго посвятила себя семейной жизни. Но вдруг на девятом десятке сняла сначала симпатичную романтическую мелодраму «Париж подождёт», а сейчас — альманах из трёх новелл о любви. Одна — о паре, устроивший субботний романтический ужин по зуму, вторая — о паре, отправившейся на романтическую прогулку на лодке, третья — о скорбящей дочери, собравшей родственников на вечеринку в память об умершей матери.

«Сальвадор Дали: В поисках бессмертия»
(реж.
Давид Пужоль, Андорра, 2018)
17 декабря
Кинопоиск 7.79 / IMDb 7.5

О фильме одним предложением

Двухчасовая документальная лента о гении провокаций, мистификаций и скандалов.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Почти двухчасовой фильм о Сальвадоре Дали создан при поддержке Фонда «Гала — Сальвадор Дали», он охватывает шесть десятилетий жизни и творчества художника, начиная с 1929 года, когда он присоединился к движению сюрреалистов и встретил Гала, до 1989-го, года его смерти.

В фильме используют много архивных съёмок и огромное количество редких и малоизвестных фотографий, на которых Дали и Гала запечатлены в разные периоды жизни.

Локации фильма: Нью-Йорк, Порт-Льигет, где Дали устроил в рыбацкой хижине мастерскую, дом-музей в Фигерасе и замок в Пуболе. Интерьеры, рисунки, объекты, странные и экзотические кинокадры. Например, те, где Дали рассказывает, как он соблазнял Гала пастой, сделанной из козьего помёта и рыбного клея.

«Фрида Кало»
(реж. Али Рэй, Великобритания, 2020)
18 декабря
IMDb 7.2

О фильме одним предложением

Документальный фильм об одной из самых знаменитых художниц прошлого века, иконе феминизма.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Фрида Кало много раз становилась героиней документальных фильмов, а 20 лет назад — и художественного. Новая документальная лента снята, как отмечают рецензенты, отчасти с использованием феминистской «оптики».

Фильм получился не обычной «выставкой на экране», а документальным байопиком, исследующим связь жизни и творчества мексиканской художницы.

Снявший ленту Али Рэй, журналист и телеведущий, специализирующийся на истории популярного искусства, еде и путешествиях, говорит: «Съёмки этого фильма полностью изменили мой взгляд на Фриду Кало как на художницу. Доступ к её личным письмам был ключевой частью и создания фильма, и моего понимания её работы. Это позволило мне увидеть, как хрупкость и неуверенность её писем отражались и преображались в её искусстве... Как она интерпретировала мир, политику, страсти и эмоции, превращая их в образы силы и неповиновения».

«Мет: Борис Годунов»
(реж. Стивен Уодсворт, США, 2021)
20 декабря

О фильме одним предложением

Шедевр Модеста Мусоргского на сцене Метрополитен-опера, традиционная костюмная постановка с Рене Папе в партии Бориса.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Свежая запись для большого экрана, для неё был взят спектакль 2010 года, который собирался ставить Питер Штайн, но из-за проблем с визовой службой великий немец тогда не приехал, и «Годунова» поставил Стивен Уодсворт с подобранными Штайном дизайнерами.

Для новой постановки в ранней версии 1969 года в спектакле были сделаны купюры, в соответствии с партитурой, что, считают некоторые критики, повлияло на связность и убедительность. Другие же, напротив, подчеркивают, что эта версия — почти камерная психологическая драма, абсолютно революционная по форме и сути.

В премьерном спектакле 2010 года пел Рене Папе, через десять лет он в партии Бориса находит новые краски и эмоции. Сегодня «Борис Годунов» воспринимается как опера о ненадёжном и коррумпированном лидере, пытающемся искупить свою вину, и она, пишут американцы, кажется актуальной как никогда. Хотя постановка в плане декораций и костюмов традиционнее некуда, никаких новаций.

Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».

Сергей Самойленко