Истории про ограбления появились на экране одними из первых. Достаточно вспомнить «Большое ограбление поезда» Эдвина Портера, вышедшее еще в 1903 году. Окончательное оформление жанра с типичными атрибутами — тщательной подготовкой к ограблению и сбором команды — обозначил выход «Асфальтовых джунглей» Джона Хьюстона в 1950-м. Меняясь вместе с миром, жанр приобретал характерные для той или иной эпохи черты. Предлагаем проследить этот путь на примере 12 фильмов.
18+
«Бонни и Клайд», реж. Артур Пенн, 1967
Знаковый фильм для американского кино, открывший эру Нового Голливуда — эпохи больших студийных авторских фильмов. Сценаристы фильма Роберт Бентон и Дэвид Ньюман вдохновлялись первыми картинами французской «Новой волны», чье влияние особенно заметно в финальной сцене, рифмующейся с концовкой «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Американское кино всегда питалось новой кровью кинематографий поменьше по одной простой причине — гонимые войнами европейские режиссеры, сценаристы и композиторы традиционно составляли основной кадровый резерв Голливуда. Однако, послевоенное американское кино к 60-м успело несколько законсервироваться, так что выход «Бонни и Клайда» стал для него чем-то вроде холодного душа.
В свете этого не столь удивительно, что фильм был прохладно принят критиками, но довольно горячо встречен молодой публикой, жаждущей перемен. Нарастающее в ее среде протестное движение отразилось в главных героях — молодых и отчаянных грабителях времен Великой депрессии Бонни Паркер и Клайде Бэрроу (к слову, вполне реальных личностей), колесящих по Америке в поисках спасения от бесцветной жизни в захолустном Техасе
«Афера», реж. Джордж Рой Хилл, 1973
«Афера» во многом противоположна «Бонни и Клайду», хотя действие фильма снова происходит в 30-е годы прошлого века. Этот фильм — плоть от плоти старого Голливуда с его неспешным темпоритмом и теплыми тонами. За постановку отвечал надежный как швейцарский банк Джордж Рой Хилл, за год до этого снявший вестерн «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» с Полом Ньюманом и Робертом Редфордом в главных ролях. Хилл решил повторить успех этого теперь уже легендарного дуэта и вновь пригласил их на главные роли. Его ставка сработала — картина имела огромный кассовый успех и была номинирована аж на 7 «Оскаров».
Герои Редфорда и Ньюмана на протяжении всего фильма пытаются облапошить главу чикагской мафии, который имеет, кажется, единственную слабость — он азартен, когда речь идет о скачках. Несмотря на то, что картину традиционно относят к жанру фильм-ограбление (Heist Film), описанные в нем события больше походят на мошенничество. Впрочем, грани жанра уже тогда были весьма размыты.
«Собачий полдень», реж. Сидни Люмет, 1975
Один из шедевров того самого Нового Голливуда. Отличительной особенностью этого периода было то, что на сцену вышли аутсайдеры — герои, которых прежде избегал большой экран и в которых не было ничего героического. Протагонист «Собачьего полдня» Сонни Ворцик — обычный малый, неискушенный в преступной жизни. Он решается на ограбление банка, чтобы оплатить операцию по смене пола своей возлюбленной Леоны, трансгендерной женщины. В основе сценария — заметка из журнала Life о реальном ограблении. Кроме того, в одной из сцен упоминается недавнее восстание заключенных в исправительном учреждении «Аттика» в том же штате Нью-Йорк — важная веха в движении защиты прав заключенных.
Впрочем, актуальная повестка (сохраняющая свежесть по сию пору) далеко не главное достоинство фильма. Энергичная экспрессивная игра Аль Пачино, живая и напряженная постановка Сидни Люмета, точный сценарий Фрэнка Пирсона, удостоившегося за него «Оскара», — вот что сделало «Собачий полдень» одним из самых важных фильмов десятилетия.
«Рыбка по имени Ванда», реж. Чарльз Крайтон, Джон Клиз, 1988
У режиссера этой едкой британской комедии об ограблении Чарльза Крайтона удивительная творческая судьба. Начав путь в кино с позиции ассистента у Александра Корды, позже он прославился как один из самых значительных режиссеров комедий 50-х годов, снятых на знаменитой студии «Илинг» — колыбели английского кино. Многие из них, такие, например, как «Банда с Лавендер-Хилл», впоследствии вошли в список лучших фильмов в истории британского кино по версии BFI. Однако на съемках «Любителя птиц из Алькатраса» в 1962 году Крайтон поссорился с одним из влиятельнейших актеров Голливуда Бертом Ланкастером, который не только исполнил в фильме главную роль, но еще и выступал в качестве продюсера. Другой его американский проект так и не состоялся из-за смерти Сэмми Дэвиса-мл., который, должен был сыграть главного героя. Разочаровавшись в Голливуде, Крайтон вернулся на родину, где после нескольких не самых удачных фильмов, был вынужден переключиться на съемки телесериалов. «Рыбка», таким образом, стала первым его фильмом за двадцать с лишним лет.
Так или иначе, компания на площадке собралась замечательная. Крайтон не разучился снимать и монтировать живые и бойкие комедии, а за сценарий отвечал один из участников «Летающего цирка Монти Пайтона» Джон Клиз, который к тому же снялся в роли чопорного адвоката Арчи Лича. Другой выходец из «Монти Пайтона» Майкл Пейлин исполнил роль одного из бандитов, похитивших бриллианты на 20 миллионов фунтов. Однако, главным антагонистом стала Ванда Гершковиц в исполнении Джейми Ли Кертис, которая ловко манипулирует своими сообщниками (среди них еще и очень смешной Кевин Кляйн), подставляя то одного, то другого. Когда за одним из них, Джорджем, приходит полиция, он не придумавает ничего лучше, чем спрятать похищенные драгоценности на дне аквариума, однако, подозревая Ванду, остается нем как рыба. Единственным шансом Ванды вернуть бриллианты остается наивный адвокат Джорджа — Арчи Лич — которого ей придется очаровать. Одним словом самый неожиданный и веселый фильм-ограбление в истории английского кино.
«Бешеные псы», реж. Квентин Тарантино, 1992
Банда грабителей решает ограбить ювелирную лавку. Имена у этих шестерых, конечно, есть, но предпочитают они обращаться друг к другу по кличкам: мистеры Белый, Розовый, Синий, Оранжевый, Коричневый, Блондин. Во время ограбления что-то пошло не так, и бандиты вынуждены удирать от полиции, потеряв двух соучастников преступления. После побега из ювелирного оставшаяся компания собирается на заброшенном складе и начинает выяснять, кто из них предатель.
Фильм про ограбление без единой сцены ограбления изменил американский (и не только) кинематограф безвозвратно. «Бешеные псы» открыли миру гений Квентина Тарантино, замысел которого состоял в том, чтобы нарушить правила жанра — зритель сначала получал ответы и лишь затем слышал вопросы. Вместо типичных для Heist Movies этапов подготовки к ограблению и самому нападению Тарантино перенес центр тяжести на старый пакгауз, в котором сообщники должны были встретиться после того, как уже обстряпали дельце.
Нелинейное повествование, свободная почти романная структура сюжета, поделенного на главы, ни на что не похожие диалоги, тысяча и одна отсылка к популярной культуре и истории кино, замечательная камера Анджея Секулы и танец мистера Блондина, не уступающий культовым танцам из «Криминального чтива», принесли дебютанту всеобщее признание и изменили правила игры в жанровом кино.
«Подозрительные лица», реж. Брайан Сингер, 1995
Режиссер Брайан Сингер и сценарист Кристофер МакКуорри подружились еще в школе (другим их знаменитым одноклассником является Итан Хоук), а спустя годы, проведенные порознь, встретились вновь, чтобы поработать над полнометражным дебютом — лентой «Общественный доступ», которую отметили призом на «Сандэнсе» в 1993 году. Всего через пару лет они поставят главный фильм в своей богатой на события карьере.
«Подозрительные лица» войдут в историю драматургии как один из самых удачных случаев использования кольцевой структуры сюжета (финал стремится к начальной сцене), сеющей недоверие к повествованию и действующим в нем лицам. А рассказ главного героя Роджера Кинта в исполнении Кевина Спейси послужит идеальным примером манипулции зрительским вниманием.
Идет допрос участника банды по кличке Болтун (он же Кинт), оставшегося в живых после пожара на грузовом судне. Он рассказывает, как в одной камере полицейского участка оказываются пятеро неблагонадежных граждан, вызванных в качестве понятых. Совместно проведенная ночь не проходит даром. Наутро сокамерники разработали план ограбления, который благополучно реализовали, выйдя на свободу. Успех окрыляет преступников, и они совершают очередной налет на торговца драгоценностями. Но в кейсе с ювелирными украшениями оказываются наркотики, а незадачливыми гангстерами заинтересовался некто Кайзер Созе, истинный дьявол преступного мира. Главная загадка фильма — кто такой Кайзер Соза — станет такой же неотъемлемой частью поп-культуры 90-х как и вопрос: «Кто убил Лору Палмер?». В определенном смысле волна, запущенная неортодоксальными «Бешеными псами», докатилась и до Сингера с МакКуорри.
«Мелкие мошенники», реж. Вуди Аллен, 2000
Мелкий и крайне незадачливый мошенник Рэй Уинклер всерьез считает себя преступным гением. Работая посудомойщиком, он придумывает очередной нелепый план ограбления — выкупить помещение рядом с банком, открыть в нем кафе для отвода глаз и прорыть подземный тоннель, ведущий прямо к сейфу. Все, разумеется, идет не по плану, но вот стряпня его жены Френчи приходится по вкусу многим клиентам, и вскоре в их кафе выстраивается очередь в несколько кварталов. То, что замышлялось как ширма для грабежа, разрастается в прибыльный легальный бизнес.
Вуди Аллен и к истории об ограблении подошел с присущей ему иронией. «Мелкие мошенники» — весьма редкий представитель комедии об ограблении и самый необычный фильм в подборке. Достаточно сказать, что второй популярной комедией того же рода, является картина «Хватай деньги и беги» (1967) опять же Вуди Аллена.
«Одиннадцать друзей Оушена», реж. Стивен Содерберг, 2001
Ворвавшийся в 1987 году в мировое кино с фильмом «Секс, ложь и видео» Стивен Содерберг доказал свою всеядность, работая в самых разных жанрах — от неонуара («Англичанин») и криминальной комедии («Вне поля зрения»), до фантастики («Солярис») и байопика («Эрин Брокович»).
В 2001 году режиссер взялся за ремейк «Одиннадцати друзей Оушена» — фильма 1960 года с Фрэнком Синатрой, Дином Мартином и Сэмми Дэвисом-младшим в главным ролях. Из слегка потускневшей от времени истории Содерберг сделал образец жанра, идеально стилизованный фильм-ограбление с элегантными и благородными преступниками, обчищающими исключительно нечистые на руку казино. Ревизии подвергся и образ Оушена. Оригинальный Дэнни в исполнении Синатры был продуктом своей эпохи, неисправимым авантюристом по жизни, пренебрегающим своей женой, которая, однако, по необъяснимым причинам возвращается к нему в конце фильма. В отличие от него клуниевским Оушеном движет не алчность или ощущение риска, а желание вернуть бывшую жену Тесс. Из поверхностного и самовлюбленного персонажа Содерберг сделал обаятельного романтика. И тем самым как бы небрежно, походя, режиссер возродил интерес студий и зрителя к жанру.
«Ограбление по-итальянски», реж. Ф. Гэри Грей, 2003
Коммерческий успех «Оушена» запустил волну ремейков классических фильмов-ограблений. Одной из самых заметных лент в этом ряду стало «Ограбление по-итальянски», имеющее, впрочем, мало общего с оригиналом, включенным в список 100 лучших английских фильмов по версии Британского института кинематографии.
Действие ремейка перенесено из Италии в Лос-Анджелес, а герой Эдварда Нортона с итальянской фамилией заменил целую мафию. По сюжету после удачно проведенного ограбления именно он предает своих сообщников и исчезает с добычей, а те в свою очередь, придя в себя, пытаются вернуть украденное. По сравнению с оригиналом в истории появился новый персонаж — Стелла (Шарлиз Терон), дочь одного из грабителей, и тоже опытная медвежатница, которая во многом заменяет своего отца в банде. Неизменными остались цель (попытка вернуть вернуть награбленное непосильным трудом), Майкл Кейн, сыгравший в обоих фильмах и исконно британские машины Mini Cooper, на которых герои удирают от полиции.
«Джонни Д», реж. Майкл Манн, 2009
Майкл Манн — признанный мастер напряженных боевиков. В центре его историй часто оказывается конфликт сильных и непримиримых противников. Так было в «Схватке» (1995) с Робертом Де Ниро и Аль Пачино и в «Соучастнике» (2004) с Томом Крузом и Джейми Фоксом. «Джонни Д» в этом смысле исключением не стал.
В центре сюжета, основанного на реальных событиях, знаменитый грабитель банков 30-х годов Джон Диллинджер (Джонни Депп) и преследующий его агент ФБР Мелвин Первис (Кристиан Бэйл). Выцветшая картинка с приглушенными цветами, атмосфера загнанности, которую убедительно передает ручная «живая» камера и редкие, но точные крупные планы лиц, а также визуальная жестокость и прямота сцен насилия намекали на определенную категоричность Манна, перенесшего свой стиль в совсем другую эпоху. Локализованное название «Джонни Д» звучит как не слишком удачная попытка сыграть на созвучии имен Диллинджера и Деппа, в то время как оригинальное — Public Enemies — отсылает к книге, по которой был снят фильм, и к классическому гангстерскому фильму Уильяма Уэллмэна «Враг общества» с Джеймсом Кэгни.
«Город воров», реж. Бен Аффлек, 2010
Фильм-ограбление с сильным бостонским акцентом, поставленный и отчасти написанный Беном Аффлеком. Судя по всему, режиссер испытывает к родному городу весьма противоречивые чувства — его Бостон за серостью и порочностью излучает странную магию, которая заставляет все время к нему возвращаться. Иными словами, ты можешь уехать из Бостона, но Город на холме никогда не покинет тебя — как бы горовит нам Аффлек.
Борьба со своим прошлым наследием становится главным мотивом фильма, сквозящим в сюжетных перипетиях. Главный герой Дуги Макрэй (Бен Аффлек), в прошлом подающий надежды хоккеист, загубил спортивную карьеру пристрастием к алкоголю и наркотикам. Он держит с друзьями небольшой бизнес по-бостонски: грабит банки и инкассаторов. Делает он это, надо сказать, без особого энтузиазма. Однако выйти из бизнеса ему мешают напарник Джем в исполнении Джереми Реннера и не слишком разборчивый в методах агент ФБР (Джон Хэмм). Кроме того, в деле, конечно же, замешана женщина — Клэр Кизи (Ребекка Холл), которая может погубить Дуги и его сообщников, но может стать и их надеждой на спасение. Интересный пример фильма-ограбления, в котором город является одним из героев.
«Хорошее время», реж. Бен Сэфди, Джошуа Сэфди, 2017
Стремительный как пущенный из пращи камень фильм братьев Сэфди долетел аж до основного конкурса Каннского кинофестиваля и сделал из молодых режиссеров, ранее воспринимавшихся как явление исключительно локальное, авторов с мировым именем. Эти авансы они, как кажется, вполне оправдали своей следующей картиной — «Неограненные алмазы».
Однако вернемся к «Хорошему времени». По сюжету Конни Никас (Роберт Паттинсон) и его брат Ник (Бен Сэфди) успешно грабят банк и уходят с добычей, но забывают о ловушке с красками, которую обычно прячут среди банкнот. Полиция в итоге выходит на их след и арестовывает Ника, а Конни всеми силами пытается его вызволить. Уследить за всеми дальнейшими перипетиями сюжета довольно сложно, они проносятся на экране с огромной скоростью под ритмичный саундтрек, написанный для фильма Даниэлем Лопатиным, известным под псевдонимом Oneohtrix Point Never. За музыку к фильму он, к слову, удостоился приза в Каннах. Под стать саундтреку и впечатляющая игра Роберта Паттинсона, излучающего магнетизм и энергию в атомных масштабах. У братьев Сэфди получилось задиристое и очень неоновое кино — интересный поворот в жанре ограблений.