Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #2.4/Чудеса Античности/4.Престол сатаны

Чудеса Античности

Престол сатаны

Одни называют его «Престолом са­таны» и считают, что о нем говорит­ся в Библии. Дру­гие верят, что ал­тарь является «антенной», акку­мулирующей энер­гию и позволя­ющей управлять массами. А третьи указывают, что «Престол сатаны» лежит в основе Мавзолея Лени­на и поэтому последний следует убрать с Красной площади. Так что же это за сооружение?

Этот образец искусства эпохи эллинизма был найден через две тысячи лет после того, как апостол Иоанн Богослов написал в своем «Откровении» слова, продиктованные ему Богом. «И Анге­лу Пергамской церкви напиши... ты живешь там, где престол сата­ны». Строчки эти богословы относили к древнему городу Пергам, жители которого поклонялись Асклепию — обожествленному цели­телю. Они приносили ему в жертву животных: баранов, овец, пету­хов, а главное — нежеланных новорожденных детей, буквально покупая этим себе здоровье. Известно, что в главном пергамском храме бога-целителя жил огромный змей, олицетворяющий для христиан сатану.

Афина со щитом в руках повергла крылатого гиганта Алкионея на землю
Афина со щитом в руках повергла крылатого гиганта Алкионея на землю

Античное наследие

Однако наименование «Престол сатаны» связывают не с Асклепием, а с Пергамским алтарем, который возвышался над городом на склоне холма. По какому именно поводу было создано это грандиозное сооружение в III -II веках до нашей эры, до сих пор неясно. Одни считают, что в знак освобождения Пергама от власти персов, другие — что в честь победы в войне с библейскими галатами.
Строители Пергама впервые превратили алтарь божеству в само­стоятельное здание. Оно было возведено в 25 метрах от вершины на южной стороне холма, на котором стоял главный Акрополь города и предназначалось для проведения церемоний под открытым небом. Со ступеней алтаря открывался прекрасный вид на Пергам и были видны все храмы.
«Престол» представлял собой цоколь из желтоватого мрамора высотой в девять метров, который венчал П-образный ионический портик с колоннадой. К залу жертвоприношений вела пологая лест­ница, а внутри колоннады находился жертвенник высотой около че­тырех метров.
По периметру цоколя тянулся фриз со скульптурными изображе­ниями битвы богов с титанами, а внутри жертвенного зала изобража­лись сцены из жизни сына Геракла - Телефоса.

Утрата и находка

Убивали ли на Пергамском алтаре людей? Скорее всего, да. Недаром Пергам пал под ударами несметных полчищ магометан, которые разрушили языческое капище. Обломки сооружения горожане ис­пользовали для постройки домов, а позже город сотрясло землетря­сение такой силы, что останки языческого со­оружения оказались под землей на долгие века.
Находку пергамского алтаря связывают с именем немецкого инженера Карла Хумана, который во вто­рой половине XIX века занимался строитель­ством дорог в Малой Азии. Посетив Пер­гам в 1864 году, он по­нял, что раскопки здесь не велись, а значит, есть шанс прославиться и разбогатеть.

Три мойры своими бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту
Три мойры своими бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту

Хуман заручился финансовой поддержкой берлинского Музея скульптуры и получил официальное разрешение Османской империи, по которому мог беспрепятственно вывозить находки в Герма­нию.
Археологические изыскания велись не один год и сделали Хумана знаменитостью. Когда фрагменты Пергамского алтаря были най­дены на склоне холма, Хуман сразу же понял, что перед ним соору­жение невиданной красоты и мощи, и постарался сохранить все, что еще не было разрушено. Части фундамента, колонны и фрагменты скульптур упаковывались на месте, затем на ослах вывозились к по­бережью Средиземноморья и оттуда на кораблях доставлялись в Гер­манию, где фрагменты алтаря реставрировали и собирали.
После того как работы по реставрации были закончены, Берлин наконец-то смог восторжествовать: теперь в его музее находился экспонат, равный или даже превосходящий по ценности экспонаты Британского музея, в котором хранились скуль­птуры из самого Пар­фенона. Британцам от пергамских древностей остались лишь жалкие об­ломки - небольшие фраг­менты скульптур были вывезены еще в XVII веке Уильямом Петти и нахо­дились в музее города Ок­сфорда.

При создании Мавзолея Ленина архитектор Щусев руководствовался в том числе и формами Пергамского алтаря
При создании Мавзолея Ленина архитектор Щусев руководствовался в том числе и формами Пергамского алтаря

Битва богов с гигантами

В 1886 году в Берлине на юбилейной выставке Академии художеств была впервые представлена копия Пергамского алтаря в на­туральную величину, которая представляла собой западный фасад цоколя с фрагментами фриза, среди которых особой экспрессией выделялись группы Зевса и Афины. По подобию храма Зевса в Гре­ции был воссоздан и входной портал алтаря.
Все ценители искусства были потрясены совершенством скуль­птур пергамских мастеров. Внешний фриз алтаря представлял собой битву богов Олимпа во главе с Зевсом и Афиной со змееподобными титанами, которых возглавлял царь Порфирион. Победу богов пергамцы понимали как торжество эллинизма над варварством и вло­жили в скульптурные композиции столько динамики, чувств и энер­гии, что позавидовать им могли и современные скульпторы.

Основание алтаря в Пергаме, 2005 год
Основание алтаря в Пергаме, 2005 год

Всего на фризе было расположено около 100 фигур, каждая - в полтора человеческих роста. 50 скульптур изображали богов и 50 - гигантов. Боги располагались в верхней части горельефа, гиганты - в нижней.
Археологам удалось выяснить, что изображение на фризе было создано одним художником, но исполнено не только разными скуль­пторами, но и разными их поколениями, что никак не отразилось на единстве и целостности композиции. Ни один фрагмент и ни одна деталь на фризе не повторялась дважды. Скульптуры были созданы выпуклыми, а боги и гиганты изображены не только в профиль или анфас, но и с изогнутыми и даже со скрученными телами. Во многих местах боги и титаны буквально вырывались из мрамора и как бы ша­гали на мраморные сту­пени алтаря. Изображе­ниями было заполнено все пространство фриза — между фигурами торже­ствующих богов и гибнущих гигантов виднелись развевающаяся ткань одежды, змеиные хвосты и трепещущие крылья.
В одном месте из зем­ли вырастала мать гиган­тов — богиня Гея, умо­ляющая богиню Афину пощадить своего сына Алкионея. В другом тор­жествовала победу сама Афина, она держала ги­ганта за волосы, а к Афи­не устремлялась богиня Ника с лавровым венцом победителя. В третьем ме­сте мифические мойры добивали палицами гиган­тов Агрия и Фоанта.

План Пергамского акрополя, сделанный Карлом Хуманом в 1881 году
План Пергамского акрополя, сделанный Карлом Хуманом в 1881 году

От Берлина до Москвы

Рельефы Пергамского алтаря были при­знаны лучшими образцами искусства элли­низма и не только произвели неизгладимое впечатление на просвещенных европейцев, но и стали образцом для нацистов, которые, конечно же, сравнивали себя с богами Олим­па, воюющими с недочеловеками-варварами. Для нацистов «Престол сатаны» ассоцииро­вался с жертвенностью и героической смер­тью. Очевидно, что эта «любовь» гитлеровцев к пергамской древности лишь закрепила за алтарем ассоциации с сатанизмом.
С 1912 по 1930 год в Берлине для Пергамского алтаря построи­ли музей, фасад которого стал гигантской копией пергамского соо­ружения.
В 1936 году у пергамского алтаря нацисты провели торжествен­ный обед в преддверии Олимпийских игр 1936 года. Присутствова­ли министр внутренних дел национал-социалистической Германии Вильгельм Фрик и члены Олимпийского комитета.
В 1937 году архитектурные идеи алтаря были использованы наци­стами при создании Солдатского зала в здании Верховного командо­вания сухопутных войск рейха. Нацистские архитекторы хотели ис­пользовать саму идею пергамских фриз для создания грандиозного памятника погибшим воинам, но этот проект так и не был реализован.
После победы СССР над нацистской Германией «Престол сатаны» был вывезен в Страну Советов, а его скульптуры выставлялись в здании Малого Эрмитажа. В 1958 году алтарь был возвращен в ГДР, а в СССР для музеев были переданы точные гипсовые копии его фрагментов.
До сих пор в России существует миф, по которому Мавзолей Ле­нина был создан архитектором Щусевым по подобию «Престола сата­ны». Сторонники этой теории утверждают, что вырез на трибуне с пра­вой стороны Мавзолея был скопирован с Пергамского алтаря, а буквы «Ленин» якобы написаны на камне, который лежал на входе в жерт­венный зал.

Карл Хуман (4 января 1839, Штееле, ныне Эссен -1 2 апреля 1896, Смирна) - немецкий инженер, архитектор и археолог
Карл Хуман (4 января 1839, Штееле, ныне Эссен -1 2 апреля 1896, Смирна) - немецкий инженер, архитектор и археолог

Сторонников этой теории придется разочаровать — никакого осо­бого выреза на Пергамском алтаре не было, да и быть не могло, по­ скольку трибуна для вождей на нем не была предусмотрена.
Что же касается камня, то алтарь был создан из желтоватого мра­мора, в то время как Мавзолей строили из красного гранита, черного лабрадора и кроваво-красного карельского порфира. Камень с именем вождя представляет собой огромный массив черного лабрадора, кото­рый был привезен из Житомирской области. Первоначальный вес мо­нолита составлял 60 тонн, после обработки в Москве в нем осталось 48 тонн. Очевидно, что с Украины валун доставляли с огромным тру­дом, и это стало основой легенды о камне с «Престола сатаны».
Так можно ли Пергамский алтарь называть престолом нечистого? Конечно, можно. Но лишь в ряду тысяч других языческих кумирен, на жертвенниках которых некогда лилась человеческая кровь.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)