Покупая франшизу, мы приобретаем готовый налаженный бизнес. Но, поскольку помещение для нашей точки мы оплачиваем отдельно, как и нанятых сотрудников (а в большинстве случаев еще и товар, который мы будем продавать), часто возникает вопрос, что же мы действительно покупаем? Давайте разбираться.
Становясь партнером, франчайзи получает на руки так называемый франчайзинговый пакет.
Важно отметить, что двух одинаковых франчайзинговых пакетов нет. Как нет и жестких правил по их комплектации. Остановимся на основных пунктах.
Юридический комплект – перечень документов, которые защищают франчайзера и франчайзи от возможных претензий (как внутренних, так и внешних). Здесь прописываются права и обязанности обеих сторон и способы регулирования вопросов и разногласий. В данный комплект могут быть включены:
● лицензионный договор или договор коммерческой концессии (содержит описание условий пользования товарным знаком) – тот самый договор, который заключают партнер и владелец бренда;
● инструкции, регламентирующие отношения франчайзера и франчайзи;
● подробное описание товаров и услуг, которые предоставляются партнеру;
● должностные инструкции для сотрудников, которых нанимает партнер и штатное расписание;
● инструкции по подбору персонала;
● иные юридические документы, которые помогут франчайзи вести работу и управлять предприятием.
Бренд-бук – подробное описание фирменного стиля и способов его применения. Сюда, как правило, входит:
● навигатор по фирменным цветам и инструкции по их использованию в оформлении помещения;
● размеры вывески;
● название шрифта и размер логотипа;
● перечень промо материалов и требования к брендированию такой продукции;
● информация об униформе сотрудников, требования к их внешнему виду;
● необходимые макеты.
Финансовая модель – обычно содержит финансовые показатели в динамике (в зависимости от срока окупаемости франшизы). Представленную аналитику франчайзи сможет использовать для оценки оборота и рентабельности.
Здесь может быть следующее:
● расчет расходов франчайзи (в зависимости от региона/города), а именно: первоначальные вложения (инвестиции на запуск точки) и ежемесячные расходы;
● доходная часть: прогнозируемая выручка партнера (созданная на основе статистики отделений франчайзера);
● прогнозируемая прибыль;
● расчет достижения точки безубыточности;
● расчет достижения срока окупаемости инвестиций;
● иная финансовая аналитика.
Инструкция по обучению – многие франчайзеры готовы к тому, что их партнером станет начинающий предприниматель. Поэтому владельцы бизнеса продумывают систему обучения как франчайзи, так и их сотрудников. Инструкция по обучению может включать:
● перечень и график тренингов для франчайзи;
● перечень и график обучающих мероприятий для сотрудников партнера;
● обучающие материалы для самостоятельного освоения: систематизированный опыт франчайзера, используемые им технологии, иную важную информацию об особенностях ведения бизнеса в конкретной сфере.
Руководство по ведению бизнеса (или бизнес-бук) – детальное описание всех процессов. Здесь систематизируется вся практическая информация, например:
● ноу-хау и секретные данные;
● информация о производственных процессах;
● маркетинговая стратегия;
● рекомендации по повышению эффективности работы;
● подробный инструктаж по каждому этапу ведению бизнеса;
● информация о поставщиках и их контакты;
● требования к продукции (доставка, хранение);
● программное обеспечение;
● требования к помещению;
● FAQ – ответы на самые распространенные вопросы о ведении бизнеса.
Каждый франчайзер включает в пакет свой специфический набор документов. Во франчайзинговом пакете Суши Wok пристальное внимание уделяется технологической документации. Будущий партнер получает не только разработанное меню, но и технико-технологическую карту (ТТК). Этот документ разрабатывается для новой продукции. Здесь указываются требования к качеству сырья, его хранению и технологическому процессу, пищевая ценность продуктов и содержится рецептура приготовления. Среди других документов есть и технологическая карта (ТК). В технологической карте находится подробное описание технологии приготовления, оформления и подачи блюд. Также здесь есть нормы расхода продуктов. Эта ключевая информация является незаменимой для налаживания производственных процессов.
Главной целью франчайзингового пакета становится консолидация информации о франшизе. Хороший пакет франшизы не просто содержит подробный перечень документов, который инструктирует франчайзи по поводу начала собственного бизнеса, он еще и способствует облегчению коммуникации между сторонами, а также передает дух и философию компании.