В город Майкоп (Республика Адыгея) мы приехали на бла-бла-каре из Краснодара. Выезжали утром, дороги были относительно пустые, время в пути заняло около двух часов, а стоила такая поездка 600 рублей на двоих.
До посещения Майкопа, о городе я не знала практически ничего. Знала только, что город находится в Республике Адыгея, а ещё на слуху был "адыгейский сыр" – пожалуй, на этом мои знания об Адыгее заканчивались. На деле же, город Майкоп превзошёл все самые смелые ожидания. Мы провели здесь один день, с утра до позднего вечера, но этого показалось мало, и сюда уже хочется вернуться опять.
Высадили нас не совсем в центре, а, скорее, на окраине города – в районе "Черёмушки" – так неофициально называется большая площадь с одноимённым торговым комплексом, со множеством разнообразных магазинов и кафе. Площадь многолюдная, здесь есть Макдоналдс и вообще кипит жизнь.
Я сперва подумала, что это и есть центр, а потом посмотрела на карту и поняла свою ошибку. Мы быстро перекусили и попили кофе в одном из кафе в "Черёмушках" – местная сеть кофеен "Кофе Фреш", их в Майкопе очень много. И пошли пешком в исторический центр города. Улицы в Майкопе выглядят очень прямыми, ровными, просторными.
Такое впечатление, что они тут все исключительно "параллельны и перепендикулярны". Нет никаких извилистых проулочков, всё только прямое... Приятно удивило, что даже в таких жилых районах есть свои кофейни и множество магазинов. Вышли на Площадь Дружбы.
Площадь Дружбы – это гигантская просторная площадь, на которой установлен монумент "Навеки с Россией", символизирующий дружбу народов.
Рядом – Соборная мечеть:
И монумент "Единение и согласие":
Рядом с площадью видим советское здание Филармонии:
Наверное, летом здесь всё утопает в зелени и цветах. Сейчас, в декабре, довольно тепло. Снега, конечно, никакого нет, светит солнце, на клумбах цветы.
Подходим всё ближе к историческому центру. Уютная малоэтажная застройка, дома аккуратные, всё выглядит симпатично. Встречаются старые таблички:
Старая архитектура впечатляет. Как здорово, что её сохранили! Дома, в целом, все в очень хорошем состоянии.
Красота:
Гулять по таким улицам приятно.
В Майкопе сейчас проживает чуть менее 140 тысяч человек.
Северокавказский филиал государственного музея Востока в Майкопе, здание в стиле модерн:
Здание отреставрировано, на территории разбит небольшой сквер с аллеями и зелёными насаждениями.
На территорию можно свободно зайти и погулять у стен музея. Почти все надписи и объявления в Майкопе дублируются на адыгейский язык.
Красота!
Стоимость посещения музея:
Историк В.А. Потто писал: "23 июня (1825 года) отряд расположился лагерем на реке Сагауше (Белой), против горы Таглек, там, где теперь стоит город Майкоп…
Вельяминов нашёл, между тем, позицию на Сагауше чрезвычайно удобною для всех будущих предприятий в земле абадзехов, и приказал построить здесь укрепление."
В 1870-71 годах укреплённая штаб-квартира Майкоп становится уездным городом — центром Майкопского уезда Кубанской области.
Посмотрите, какие роскошные здания тут сохранились в хорошем состоянии!
Подходим к городскому парку.
Старая рукописная табличка:
Непременно знак "Я люблю Майкоп".
Вот такое интересное объявление:
Парк очень большой и благоустроенный. Аттракционы, фонтаны (в декабре, конечно, не работают), аллеи для прогулок, скульптуры, памятные таблички и палатки с кофе и едой...
Парк производит очень приятное впечатление.
А вот набережная ещё в процессе благоустройства. Местные жители говорят, что "лет через пять будет красота". В это охотно верится – задел для этого имеется тут очень хороший. Многоуровневая набережная, живописный вид на реку Белая.
Спуск вниз:
Выходим из парка, видим новый корпус машиностроительного завода. Перед ним – памятник Ленину.
На многих домах установлены красивые памятные таблички.
В 1895 году в городе была открыта Майкопская городская общественная библиотека. В 1900 году – построен Пушкинский народный дом. А вот в сентябре 1909 года в районе города было открыто месторождение нефти.
В 1910 году завершилось устройство городской телефонной станции, а 12 декабря 1910 года в Майкоп прибыл из Белореченска первый поезд. В 1911 году завершено строительство городского водопровода.
Адыгейский язык здесь широко распространён, на буквально любом общественном заведении вывеска будет дублироваться на адыгейский.
В Майкопе очень силён "советский дух". Старые таблички, вывески с тех времён, огромное множество советских зданий в центре.
В 1990 году Адыгейский областной совет народных депутатов принял решение о преобразовании Адыгейской автономной области в Республику Адыгея. 3 июля 1991 года это решение утвердил Верховный Совет РСФСР.
До 2010 года Майкоп имел статус исторического поселения, однако приказом Министерства Культуры город был почему-то этого статуса лишён.
Удивительная вещь, но основным видом общественного транспорта в Майкопе является не автобус (и не маршрутка, как можно было бы представить), а... троллейбус!
Депо муниципального унитарного предприятия "Майкопское троллейбусное управление" насчитывает около 50 троллейбусов. Первые два маршрута были открыты в 1974 году. Сейчас в Майкопе действует 11 троллейбусных маршрутов.
Мы же с вами сейчас идём к железнодорожному и автобусному вокзалам, они находятся рядом. Проходим красивое здание – концертный зал.
Перед нами – железнодорожный вокзал. Название города написано на двух языках.
Майкоп по-адыгейски – Мыекъуапэ:
Справа от нас и автовокзал - тут тоже есть адыгейское название города.
Недалеко от ж/д вокзала есть старое здание аэропорта Майкоп. Это был вполне себе гражданский аэропорт, уверена, что тут были насыщенные авиамаршруты в советское время. Но, как и во многих других городах, аэропорт тут оказался никому не нужен. Старое здание занимают какие-то частные организации, никаких гражданских авиарейсов в Майкоп не существует, ближайший аэропорт тут находится в Краснодаре. Ну а нас с вами сейчас интересует здание автовокзала изнутри. Заходим:
Оформление стен восхитительно! Надписи на русском и адыгейском языках.
Всё выглядит чистым и красивым.
Национальные народные мотивы:
Посмотрите только, какой раритет здесь остался! Это же старые, рукописные и трафаретные, объявления для пассажиров!
Вероятно, конец восьмидесятых годов?
Всё сохранилось в очень хорошем состоянии.
Говорят, что фотографировать тут запрещено, но охранники стояли на улице и нашей фотосъёмкой никто не заинтересовался.
На улице вот такое:
В городе много старой советской мозаики, панно на стенах, и всё это в очень достойном состоянии.
Майкоп произвёл на меня потрясающее впечатление!