«Не считается позором, когда великий граф женится на бедной и скромной женщине. Почему же всё наоборот, когда графиня выходит замуж за подающего надежды молодого человека?»
Эти слова произнесла принцесса, которая рискнула выйти замуж по собственному выбору. Любовь оказалась сильнее правил, важнее титулов и денег. В 13-м веке эта девушка отстояла право самой распоряжаться своей жизнью, и даже отец-король ей был не указ.
История Джоан из Акко, дочери английского короля Эдуарда I.
Дитя крестового похода
Начало жизни Джоан было необычным — она родилась в самый разгар Девятого крестового похода в городе Акко, в Иерусалимском королевстве. Ее отец тогда был еще только наследным принцем, а не королем. Его жена — Элеонора Кастильская — сопровождала его в походе, несмотря на беременность.
В Акко Джоан провела несколько первых месяцев своей жизни, а потом ее родители все-таки отплыли в Англию. По дороге они остановились на Сицилии, и там узнали, что дедушка маленькой принцессы — король Генрих III — умер. Теперь Эдуард стал королем.
Новоиспеченный Эдуард I и его королева Элеонора продолжили путь домой, и по дороге решили наведаться к графине Понтье — матери королевы. У нее же и оставили Джоан. Первые годы своей жизни она провела именно там.
В учителя принцессе нашли епископа, а графиня Понтье, как настоящая любящая бабушка, баловала внучку и ни в чем ей не отказывала. Девочка свободно играла «среди увитых виноградом холмов и солнечных долин», окружавших дом графини. В те времена считалось, что принцам и принцессам нужен более строгий надзор.
Но ничего поделать уже было нельзя, и любовь к свободе Джоан пронесет через всю жизнь.
Принцесса на выданье
Тем временем ее отец вовсю искал ей мужа, да побогаче. Подросшая принцесса приехала в Англию в возрасте семи лет, познакомилась как следует с родителями и вот-вот должна была встретиться со своим женихом — принцем из Германии.
Увы, свадьбу так и не сыграли. Жених умер молодым, провалившись под тонкий речной лед. Но так как это не считалось подходящей смертью для принца, в Англию отправили сообщение, что он погиб в кораблекрушении.
Эдуард I, вероятно, расстроился, что сделка сорвалась, но тут же подыскал дочери другого мужа. Выбор пал на Гилберта де Клэра, графа Глостера и Хертфорда, которого называли также Гилберт Рыжий. Он был одним из самых влиятельных английских лордов — именно он был регентом, когда старый король умер, а новый еще не успел прибыть в Англию.
Вероятно, если бы не Гилберт, восхождение на трон Эдуарда не было бы таким простым. Впервые в английской истории переход власти от отца к старшему сыну прошел без сучка и задоринки.
Разница в возрасте между Гилбертом и Джоан была почти 30 лет — на момент свадьбы графу было 46 лет, а принцессе 18. Условия этого брака были на выгодны для Джоан — перед церемонией Гилберт передал все свои владения короне, а уже после супруги получили их в совместное пользование.
Две дочери Гилберт от первого брака лишались прав на наследство — после смерти графа все должно перейти его потомкам от Джоан. В случае, если бы брак оказался бездетным, принцесса сохраняла все земли за собой и передавала их детям от своего второго брака.
Говорят, что граф был влюблен в свою жену, ухаживал за ней и старался добиться ее расположения дорогими подарками. Неизвестно, были ли чувства взаимны, но в итоге у пары родилось четверо детей.
Тайный брак графини
Через пять лет после свадьбы Гилберт умер, оставив Джоан 23-летней вдовой. Она получила в управление все земли покойного супруга и принесла за них вассальную присягу своему отцу. А через год снова вышла замуж. В тайне.
Пока король был занят подбором нового мужа для овдовевшей дочери, она взяла дело в свои руки и обвенчалась с Ральфом де Монтермаром, который служил простым оруженосцем в семье де Клэр. Вероятно, принцесса познакомилась с ним еще будучи замужней дамой, но точно об этом ничего неизвестно.
Ральф был настолько ниже Джоан по статусу, что им, вероятно, самим было неловко. По большому счету, они не должны были даже разговаривать друг с другом. Перед свадьбой принцесса добилась, чтобы ее возлюбленного посвятили в рыцари. Это было уже хоть что-то.
Тем временем ничего не подозревающий Эдуард договорился о свадьбе Джоан и Амадея V, графа Савойского. Уже даже назначили дату свадьбы! Положение принцессы становилось все труднее.
Сначала она попыталась просто отказаться от замужества, не вдаваясь в подробности своей личной жизни. Но отец решил, что со своенравной дочерью нужно просто быть построже, и временно конфисковал ее земли.
Джоан поняла, что выхода нет, и во всем призналась. Эдуард, ожидаемо, был в ярости, а Ральф практически мгновенное переехал пожить в тюрьму. Пытаясь вытащить мужа на свободу, Джоан и произнесла свою знаменитую речь, публично заявив отцу, что если бы она была графом, а не графиней, то до этого мезальянса никому бы не было дела.
Вскоре король остыл, выпустил зятя на свободу и вернул дочери ее земли. Вероятно, он понял, что поделать ничего уже нельзя, ведь Джоан уже была беременна, а это значит, что если настоять на расторжении брака, то королевский внук родится бастардом.
Итоги бунта Джоан
Ральфа в итоге признали графом по праву жену. Король в определенный момент даже проникся своим незнатным родственником и выделил ему еще одно графство.
Неизвестно, простил ли Эдуард дочь до конца. У него и раньше регулярно случались конфликты со свободолюбивой Джоан, а скандал с тайным браком мог окончательно испортить их отношения. Известно, что король щедро платил посыльным, которые докладывали ему о рождении внуков, но он не сделал этого вовсе, когда ему сообщили о рождении дочери Джоан и Ральфа.
Принцесса прожила в браке с любимым человеком, которого сама выбрала себе в мужья, более десяти лет. Она умерла, когда ей было всего 35 лет. Точно неизвестно, что послужило причиной, но вероятно, ее убили очередные роды. Во втором браке она родила еще четверых детей.
Графство Глостер и Хертфорд после смерти Джоан перешло ее сыну от Гилберта Рыжего, а Ральфу король создал титул 1-го барон Монтермара.
Кстати, Ральф был неугомонным малым, и через одиннадцать лет заключил еще один тайный брак, но уже при другом короле. И снова отправился за это в темницу, а потом так же удачно из нее вышел.
📖 Читайте также:
- Эла Солсберийская: жена бастарда, наследница шерифа
Три мужа для дочери «Дьявола»: Аделаида Нормандская
#принцесса #англия #средневековье #средние века #любовь и отношения #любовь #женщины #короли #короли и королевы #история