Решение Арбитражного суда Калининградской области от 9 ноября 2021 г. по делу № А21-7283/2021
Суть спора: Административный орган обратился в суд с требованием о взыскании с Общества экологического сбора.
Решение суда:
Суд первой инстанции удовлетворил требования Административного органа.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Суд кассационной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Фабула дела:
Общество направило в адрес Административного органа декларацию о количестве выпущенных товаров на территории РФ, в том числе упаковки, отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также форму расчета экологического сбора. По результатам рассмотрения документов, Административный орган осуществил процедуру проверки правильности исчисления суммы экологического сбора. В результате направлено требование, согласно которому была выявлена задолженность вследствие невыполнения Общества нормативов утилизации по группам товаров/упаковки – 26.04.30.110 «Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения», 27.51.27.00 «Печи микроволновые».
Оспаривая данное требование, Общество ссылается на пропуск срока исковой давности.
Правовое обоснование:
1.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. № 1886-р утвержден перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В данный перечень входят, в том числе: Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения (код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 26.40.20.110; Группа № 26 «Техника бытовая электронная»); Печи микроволновые (код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 27.51.27.000; Группа № 31 «Приборы бытовые электрические»).
2.Согласно пунктам 8, 9 статьи 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»), порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3.Правила взимания экологического сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
4.В соответствии со статьей 24.5 ФЗ «Об отходах производства и потребления», экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
5.Согласно п.26 Правил, в случае невнесения, внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки администратор экологического сбора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора.
6.В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
7.Как указал суд, в адрес Административного органа была направлена декларация и отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В ходе рассмотрения отчетности, Административным органом выявлены неточности – был превышен норматив по утилизации приемников телевизионных, а также указывался веса товара в тоннах, а не в килограммах. Обществу предложено внести корректировки и направить исправленные документы.
Административный орган, рассмотрев представленные Обществом документы о выполнении нормативов утилизации, выявило задолженность по уплате экологического сбора, о чем выставило соответствующее требование.
Довод Общества о пропуске срока исковой давности по данному требованию отклоняется, так как исковое заявление было подано в пределах срока исковой давности.
Резюме суда:
В случае невнесения экологического сбора в установленные сроки, плательщику направляется требование о погашении задолженности.
При этом исковая давность по данному требованию начинает исчисляться после истечения срока для добровольной оплаты требования.