В данной статье речь пойдёт о двух статуэтках балерин Вербилковского завода выпуска середины пятидесятых годов - это "Балерина Аист" и "Балерина Кошка". С эстетической точки зрения (с моей "колокольни") обе эти фигурки не являются шедеврами, однако они были массовой продукцией, народу нравились, народ покупал, таким образом они уже стали частью истории Советского фарфора, а значит, и частью истории определённого периода жизни страны под названием СССР.
Обе балерины сделаны в едином творческом ключе, рукой одного мастера, Микаэла Аваковича Интизаряна (1910-1992). Обе статуэтки практически равных габаритов. Я вижу в той и другой статуэтке определённые национальные армянские мотивы: волновые повторы элементов костюмов и фона, а также некоторое непонимание материала, отсюда перегруженность деталями, которые излишне страхуют "тяжёлые" и вытянутые части фигур, и соответственно, ослабляют общее восприятие работ. При этом лица обеих балерин ярко выраженного славянского типа, и хорошо прописаны. Однако, довольно критики! - обе фигурки несмотря ни на что оставляют приятное впечатление, а главное - они нравились (и продолжают нравиться!) публике. Так как статуэток всего две, эта статья не будет долгой. Наслаждайтесь!
Обе балерины одеты в костюмы детского балета "Аистёнок", который впервые был поставлен в филиале Большого театра в 1937-м году, ставился в Ленинграде, а также в Ташкенте - в 1940-м году на сцене театра им. Навои. В ноябре 1948-го года спектакль был возобновлён на сцене МХУ (Московское художественное училище, филиал Большого) под новым названием - "Дружные сердца". Либретто долго пересказывать не буду - практически даже у любого знаменитого балета или оперы либретто представляет из себя кучу фантастического бреда, приправленного банальностями. В данном спектакле действуют животные, пионеры и пионерки, есть перелёт аистёнка в дальние края (в Африку), есть и содействие мудрых доброхотных животных несчастному мальчику-негру, которого преследует садист-эксплуататор Плантатор, которого, в отместку за все его злодеяния, съедает "добрый" крокодил, и т.д. и т.п. Ну вы поняли, да?
Несколько слов о скульпторе: Микаэл Авакович Интизарян (1910-1992) - не просто художник и скульптор, но ещё и воин-фронтовик, в период ВОВ - младший лейтенант, командир стрелково-пулемётного взвода. Сразу по окончании войны ему, пока что ещё военнослужащему, дали задание принять участие в сооружении памятника Воину-освободителю в столице Австрии Вене на площади Шварценбергплац. Памятник в центре Вены стоит до сих пор. Официальное название: "Памятник советским воинам, погибшим при освобождении Австрии от фашизма".
В скульптуре малой пластики, кроме этих двух статуэток, Интизарян создал ещё фигурку мальчика-динамовца (выпускалась в разных росписях в Вербилках и на Барановском фарфоровом заводе) и "Отдыхающую косулю". Ни одна, ни вторая фигурки любителям фарфора ничем не запомнились.
Спасибо всем, кто дочитал. Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. О фарфоре выходят только статьи. Все посты - мой отклик на актуальные новости, т.е. публицистика.