10: 16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
— Смысл этой фразы становится особенно понятен, если учесть, что в библейской традиции змея является символом мудрости, а голубь – чистоты, непорочности. Из этого проистекает и соответствующее назидание. Игумен Никон (Воробьев) писал: «…люди все — падшие существа. Это падение не может не сказаться на отношениях к окружающим. Вот почему, между прочим, Господь сказал ученикам: Се посылаю вас, как овец среди волков, будьте мудры (Мф. 10: 16), но Се Аз с вами есмь во вся дни (Мф. 28: 20). С одной стороны, нужна и своя мудрость и осмотрительность, но главное — постоянное обращение за помощью к невидимому плотским человеком, но видимому духом Господу, обещавшему всем надеющимся на Него, что и волос с головы их не падет без воли Его (Лк. 21: 18). Уповая на Него, апостолы все претерпели, но победили мир — небольшое количество овец победило несметные стада волков. Разве это не доказательство силы и промышления Божия? Однако Господь вчера и днесь той же и во веки (Евр. 13: 10). Обращайся во всех скорбях и затруднениях к Господу, и Той тя препитает (Пс. 54: 23)» .
10: 23. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
— Смысл этих слов может быть понят по-разному.
Во-первых, возможно, что проповедь апостольская так и не дойдет до умов и сердец всех евреев (городов Израилевых) до Второго Пришествия Сына Человеческого во славе Своей.
Во-вторых, евреи занимают лидирующее положение во многих странах мира и, сохраняя связь между собой, образуют тем самым как бы всемирный Израиль; в таком случае эти слова Христа могут быть поняты как указание на всемирность апостольской проповеди, которая не успеет дойти до всех уголков земли (городов Израилевых), как приидет Сын Человеческий.
Может быть, речь идет и о том, что апостолы не успеют обойти городов Израилевых, как увидят явившегося им Воскресшего Сына Человеческого.
10: 25. довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
— Завидуя Христу и ненавидя Его, но не находя доводов, чтобы в чем-либо обвинить Его и отвлечь от Него людей, иудейское руководство в лице архиереев, священников, фарисеев, законников начало внушать народу, что Иисус изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Мф. 12: 24). Господь, зная об этом, предупреждает учеников, что если Его, Хозяина дома, назвали веельзевулом, то тем более также будут оскорблять их, и призывает не бояться подобных наветов.
10: 30–31. у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
— Господь призывает верующих в Него не переживать о бедствиях настоящих и тем более не беспокоиться о будущих. Ибо без Его благой воли, имеющей своей целью только пользу человека, ничего не может произойти. Святой Исаак Сирин писал: «Господь не позволяет, чтобы к твари Его приближалась власть демонов и людей и исполняла на ней волю свою»; «Он ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий».
Вера этому слову Христа – великая помощь всем верующим.
_____
Фрагмент книги А. Осипова «Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея»