Найти тему

Трасса M11 станет "беспилотным коридором"

В этом году российские чиновники и бизнесмены все чаще говорят о создании так называемых беспилотных логистических коридоров, первым из которых станет модернизированная трасса M11. Черновые варианты проекта пересмотрели, и он стал дороже, а сроки реализации «сдвинулись вправо».

Издание «Ведомости» ознакомилось с посвященной проекту «Беспилотных логистических коридоров» (БЛК) презентацией, которую подготовил Министерство транспорта Российской Федерации. Документ представляет собой результат совместного согласования инициативы со всеми заинтересованными в ней участниками, а также потенциальными подрядчиками. Напомним, над БЛК работает целый сонм организаций с разной степенью участия: «Камаз», Volvo, X5 Retail Group, «Почта России», «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания», «Сберавтотех», «ВТБ инфраструктурный холдинг», «Национальные телематические системы», Государственная транспортная лизинговая компания, госкомпания «Автодор», а также ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).

-2

Эти коммерческие и государственные структуры организованы в специальный консорциум. Его цель — комплексная разработка и реализация всех необходимых технологий и нормативов, связанных с эксплуатацией беспилотного транспорта на российских дорогах. Предполагается, что к этой инициативе также подключатся отечественные IT-компании, а также иностранные высокотехнологичные партнеры.

Ранее, в формате предварительных набросков, Минтранс озвучивал следующие цены и сроки реализации проекта — 5,2 миллиарда рублей, а пилотный запуск беспилотников должен произойти уже в 2022 году (полноценная эксплуатация БЛК намечалась не позднее 2024-го). Участники консорциума, ответственные за разработку и воплощение перспективного маршрута соглашались с ведомством. Теперь же, в результате предметного рассмотрения основных вопросов смета изрядно подросла, на 27%: чтобы превратить трассу M11 «Нева» в «беспилотный коридор» потребуется уже 6,6 млрд руб. Первые автономные грузовики должны выехать на нее к середине октября 2023 года, а полноценная эксплуатация начнется в 2023-м.

После достижения договоренности между участниками консорциума очередь за первым вице-премьером российского правительства Андреем Белоусовым. Он должен рассмотреть и одобрить проект, затем на него выделят средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Но не все — только 5,3 миллиарда рублей, остальную часть денег (20%) БЛК получит за счет размещения облигаций «Автодора». Изначально от ФНБ хотели получить 4,9 млрд руб., а еще 300 миллионов — из федерального бюджета.

-3

Удорожание проекта близкие к его разработке источники, которых удалось опросить журналистам, связывают с рядом факторов. Во-первых, первоначальные оценки затрат на инфраструктуру оказались несколько заниженными. Во-вторых, участвующие в инициативе БЛК перевозчики и разработчики захотели больше средств вложить в хабы. Напомним, согласно стратегии цифровизации российского транспорта, под хабами понимаются логистические центры, в которых происходит перегрузка товаров с обычных грузовиков на беспилотные, а также базируются последние. А в-третьих, оператором инфраструктуры БЛК выбрали «Автодор», что также сказалось на стоимости проекта.

Отметим, что по мнению некоторых экспертов отрасли сама по себе идея «беспилотных коридоров» имеет смысл только в качестве эксперимента, причем очень дорогого и с не совсем понятным «выхлопом». Дело в том, что рентабельность грузоперевозок на автономном транспорте будет высокой только если зарплата дальнобойщика тоже будет высокой. По оценкам директора Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаила Блинкина — порядка 40 тысяч евро в год. В противном случае беспилотники окажутся дороже.

-4