Онлайн-занятия пришли вместе с 2020 годом. А в 2021 году они прочно закрепились за каждым ребенком.
Некоторые родители до сих пор сомневаются в эффективности логопедических онлайн-занятий. Да и не все педагоги смогли быстро переключиться на новый формат общения с маленькими учениками.
Меня тоже не обошли стороной онлайн-занятия. С одним ребенком мы прыгали с очных занятий на онлайн. Занятия проводили через разные платформы: WhatsApp, Zoom, Telegram.
С маленьким учеником мы ставили самый сложный звук нашей речи – звук Р. Основную подготовительную часть мы успели сделать на очных занятиях. Отработали точные движения органов артикуляции, поставили речевое дыхание, научились правильно «заводить мотор». Начали работу над соматогнозисом (восприятие собственного тела), учились строить моторную дорожку и выполнять моторные программы.
А потом наступило лето. Малыша на все лето увезли к бабушке и дедушке. И я тоже поехала вместе с ним. Ну как поехала. Мы два раза в неделю встречались по видеосвязи.
Чтобы построить интересное занятие, маме ребенка ничего не надо было дополнительно покупать. На занятиях мы использовали предметы, которые есть в каждом доме: зубочистки, фольга, салфетки, бумага, маленькие игрушки, карандаши, ножницы, одноразовая посуда, вода.
На видео ниже я показала кусочки очных занятий:
Развитие фонематического слуха
Автоматизация звука и выполнение моторной программы
Автоматизация звука и координация
Определение твердости и мягкости звука. Когда у ребенка еще не было звука Р, то мы выполняли задания с доступными ребенку звуками. В данном случае параллельно мы работали над звуком Л.
Когда мы с ребятенком встречались онлайн, то задания я строила максимально подвижными.
- Артикуляционную гимнастику делали в движении
- Автоматизировали и дифференцировали звук в прыжках, хлопках, различных шагах, перемещении рук в разные стороны. Например, если слышишь Р, то прыгай на салфетку. Если слышишь Рь, то прыгай на бумагу.
Упор на движения я делала по нескольким причинам:
- У современных детей меньше двигательной активности, чем у детей рожденных 15-20 лет назад
- Через движения поставленный звук быстрее входит в свободную речь, и у детей нет кабинетной речи.
- Мозг ребёнка развивается в движении. Поэтому задача взрослого предоставлять ему возможности для освоения новых вариантов движений.
- Ребенок не засиживается перед экраном. Тем самым мы не отбиваем у него желание заниматься.
За 4 месяца звук Р прижился в речи. 2 месяца у нас ушло на подготовку органов артикуляции. Еще 2 месяца ушло на автоматизацию и введение звука в речь. В сентябре маленький человек пошел в сад с чистой речью.
Онлайн-занятия – это новая реальность 21 века. От этого не уйти.
Я для себя выделили плюсы и минусы такого формата в работе с детьми:
Плюсы:
- Никто из главных героев логопедической работы не тратит время на дорогу.
- Можно заниматься из любой точки мира.
- Есть возможность сделать запись всего занятия. Это позволит родителям качественнее выполнять с ребенком домашнее задание.
- Удобнее корректировать время проведения занятия.
Минусы:
- Такой формат может не подойти ребенку
- Техническая сторона: плохая связь, проблемы с гаджетами.
- Педагогу сложно организовать новый формат занятия. Из-за этого снижается эффективность работы с ребенком.
- Взрослый должен быть рядом, чтобы оперативно решать возникающие вопросы: проблемы со связью или гаджетами, дисциплина, помощь в выполнении задания, подготовка материалов для задания.
Онлайн-занятия – это не зло. Просто надо немного привыкнуть к ним и найти свой подход.
Материалы про постановку звуков:
#логопед #постановка звуков #занятия с детьми