Найти тему
KinoTree

Любимые советские фильмы, которые Брежнев спас от цензуры

Кавказская пленница. Источник: Яндекс.Картинки
Кавказская пленница. Источник: Яндекс.Картинки

Немногие в то время знали, что Брежнев был страстным поклонником кино, нередко баловал любимых артистов, а про некоторые культовые фильмы, о которых помнят и сегодня, зрители узнали только благодаря его личному вмешательству.

Кавказская пленница

Киноновинка с пылу с жару, еще не попавшая в прокат, была доставлена Брежневу прямо на дачу (ближнее окружение генсека знало о том, что он любит проводить выходные за просмотром фильмов). Когда Брежнев узнал, что сейчас посмотрит новую комедию с участием ВиНиМор (комичное название знаменитой троицы киножуликов, созданное по начальным буквам фамилий актеров), то пришел в восторг.

Фильм настолько понравился Леониду Ильичу, что он посмотрел его за выходные аж 7 раз и постоянно напевал у себя в кабинете песенку про султана и его трёх жен. Брежнев уже был готов поздравить Мосфильм с удачной работой. Какого же было его удивление, когда он узнал, что фильм еще не прошел приемку. А причина и вовсе вывела его из себя.

Песенка про султана и жен показалась одной из «шишек» киностудии намеком на его похождения с молоденькими актрисами, и он всеми силами препятствовал выходу фильма. Брежнев приказал соединить его с руководителем Госкино и дал добро на выпуск отличной комедии, которая полюбилась миллионам кинозрителей.

Белое солнце пустыни

Белое солнце пустыни. Источник: Яндекс.Картинки
Белое солнце пустыни. Источник: Яндекс.Картинки

Немалый вклад внес Брежнев и в спасение этого гениального фильма. У киноначальников был целый список претензий к сценам, которые в дальнейшем наиболее полюбились зрителям. А изображение персонажа Сухова и вовсе назвали «главным разочарованием». Кузнецова назвали «необаятельным», «играющим на одной ноте», «плохо выглядящим» (из-за его постоянной небритости) и похожим на бандита, а не на героя.

Режиссер фильма Владимир Мотыль занял жесткую позицию и отказывался что-либо менять в отснятом материале. Казалось, судьба фильма предрешена. Все решил случай. Леонид Ильич обожал не только советские фильмы, но и вестерны, с нетерпением ожидая выхода каждой новой партии фильмов из-за океана. И тут вышла накладка на таможне: в авральном порядке стали искать замену среди советских фильмов. На вопрос о том, есть ли что подходящее, ответили: «Да есть тут один… наши сняли. Вроде ковбойский, но не совсем». Брежнев был в восторге.

На следующий день генсек позвонил председателю Госкино СССР Ермашу со словами «Хорошие картины снимаете». Приободренный реакцией Брежнева, режиссер пошел на уступки, внеся в фильм целых 3 исправления вместо заявленных 27. И картине сразу дали зеленый свет.

Белорусский вокзал

Белорусский вокзал. Источник: Яндекс.Картинки
Белорусский вокзал. Источник: Яндекс.Картинки

Помимо комедий и приключений, у Брежнева был еще один любимый киножанр, к которому он относился с особым трепетом. Как фронтовик, прошедший войну, Леонид Ильич старался не пропускать фильмы про Великую Отечественную. Однажды он спас «Белорусский вокзал» от полного забвения.

Еще во время съемок фильма руководство киностудии восприняло работу режиссера Смирнова в штыки. Чиновникам не понравилось ни то, как были изображены милиционеры, ни то, что режиссер сказал переделать уже построенную в павильоне квартиру Раи, обставив ее более скромно. За это его оштрафовали на треть оклада. Но больше всего разозлились в киностудии из-за отказа Смирнова взять на роль медсестры актрису Инну Макарову. А на этом настаивала лично тогдашняя министр культуры.

Картину разрешили доснять, но не собирались отправлять в прокат. И тут произошла одна неожиданность: Брежнев услышал по радио песню «Нам нужна победа» (одна на всех, мы за ценой не постоим…) из фильма… и не сдержал слезы. Начал расспрашивать что за песня и откуда она. Чиновники от греха подальше сразу решили дать фильму добро.

Гараж

Гараж. Источник: Яндекс.Картинки
Гараж. Источник: Яндекс.Картинки

К началу 80-х цензура стала менее хваткой. Режиссеры уже открыло критиковали несовершенство советской действительности. Одной из первых таких работ стала культовая картина Эльдара Рязанова «Гараж». Персонажи фильма (советская элита) вели себя в кадре совсем не по-товарищески.

Место действия – НИИ по охране животных от окружающей среды, обставленное чучелами животных, – намекало на то, что люди легко теряют свой человеческий облик ради достижения мелочных целей. В Госкино сделали ход конем: фильм приняли, но запретили к показу в кинотеатрах, расположенных вдоль правительственных трасс. Тем самым охват аудитории был сокращен донельзя.

И вновь не обошлось без генсека. Правда, в этот раз он даже не догадывался, что спасает фильм. За неделю до готовности ленты к выходу состоялся Пленум ЦК КПСС, и там Брежнев сказал о том, что нужно развивать критику общественных организаций. Что и делал фильм. Фраза была воспринята как руководство к действию. «Гараж» приняли без возражений.

Пираты XX века

Пираты XX века. Источник: Яндекс.Картинки
Пираты XX века. Источник: Яндекс.Картинки

Приложил Брежнев свою руку и к выходу самого кассового фильма за всю историю советского кинопроката. На приемке чиновники хватались за сердце от ужаса: в кадре происходило черт знает что! Приемы запрещенного карате, полуобнаженные женщины, пугающие жестокостью сцены и пираты, хлещущие виски.

Хуже того, главный персонаж фильма, образцовый советский моряк – весь фильм ходил в джинсах!

Взять на себя ответственность, выпустив в прокат столь вопиющий фильм, никто не осмеливался. Решили пойти проверенным путем: фильм «подсунули» Брежневу. Он с удовольствием его посмотрел и ничего предосудительного не обнаружил. Вердикт был кратким: «Наши победили. Выпускайте!».

С легкой руки генсека картину посмотрело более 90 млн. зрителей. Немалая доля внимания досталась и исполнителю главной роли Николаю Еременко, ставшему секс-символом страны. Кстати, после завершения съемок ему удалось заполучить «трофей» – те самые джинсы.

Смотрите больше подборок фильмов