10:00 29 декабря 1941 г. ветры восточной четверти 3-5 м/с, температура: –15/–18°.
Над Керченским проливом проходил глаз циклона. Дальше погода опять начала ухудшаться.
22:00 29 декабря 1941 г. ветер юго-восточный 2-5м/с, –2/–4°.
10:00 30 декабря 1941 г. ветер восточный 14-16 м/с, –6/–10°.
22:00 30 декабря 1941 г. метель, –5/–8°, волнение 5 баллов.
Около часа ночи отряд прибыл на траверз м. Хрони, но тральщик «Советская Россия» потерялся по дороге. Капитан тральщика опять ошибся со счислением, и вместо м. Хрони вышел к м. Тархан.
По дороге, отрядом была подобрана шлюпка в которой было 11 бойцов во главе с командиром, которые сообщили, что весь берег бухты Булганак занят противником. Получив эти сведения, командование отряда передало информацию в штаб 51-й армии.
Их доклад полностью соответствовал реальности. К этому времени группа полковника И.П.Леонтьева была оттеснена в западную часть бухты, район высоты 115,5. Мнения офицеров разделились: командир отряда высадки капитан 3-го ранга В.М.Дубовов предложил высаживаться, полковник А.П.Дегтярев отказывался от высадки, до получения указаний из штаба 51-й армии.
Учитывая прошлые промахи, для разведки в район высадки был выслан ПК-128, во главе с военкомом Азовской военной флотилии С.С. Прокофьевым. Разведка подтвердила, что берег занят противником. Об этом было доложено командованию флотилии. Из штаба пришел приказ: «…высаживаться в районе м. Хрони, а в случае сильного противодействия высадиться в Ени-Кале, даже в светлое время суток».
Каждый истолковал приказ по-своему. Военком флотилии, вернувшись на ПК-128 из разведки, застал на месте только колесный пароход «Ейск» и два сейнера. Командир дивизии, восприняв приказ, как разрешение на высадку в районе Ени-Кале, дал приказ командиру ТЩ-61 («Заря») и ТЩ-65 («Норд») с баржами двигаться к Керчи. Но, не дойдя до места высадки, отряд повернул обратно в Темрюк, мотивируя свои действия штормовой погодой. Да, 29-го декабря резко упала температура (15-18° мороза), но ветер был не сильным 5-6 м/с, и лишь к 22 часам 29 декабря усилился до 14 м/с. На переходе в Темрюк, была потеряна баржа «Донец» с личным составом. Ее нашла канонерская лодка «№ 4», но только 31 декабря. На барже находились более 200 человек, многие умерли от переохлаждения.
Отряд, численностью более 2 тыс. человек «развалился» на три части. Тральщик «Советская Россия» высадил около м. Тархан 587 человек из 3-го батальона 83-й бригады.
Пароход «Ейск» имел на борту 647 человек. Перед самым походом на пароходе сменился командир. Из-за ранения капитан В. Варченко потерял зрение. Его место занял старший помощник капитана К. Куревин. При подходе к берегу в районе баржи, пароход сел на мель (видимо сказался перегруз). Судно представляло собой неподвижную мишень для немецких батарей, погибло 12 десантников и 7 членов экипажа. По легенде, спас ситуацию военком флотилии С.С. Прокофьев, он первым прыгнул в воду, и повел бойцов десанта на занятый противником берег.
В результате атаки, удалось сбить противника и захватить плацдарм. Раненые в этом бою были загружены на ПК-128 и отправлены в Темрюк. На борту оставалось всего 4 человека, капитан и военком парохода. Судно, освободившись от груза, снялось с мели, начало дрейфовать, был отдан якорь. В результате огня противника на пароходе возник пожар и начал рваться боезапас, чтобы избежать взрыва котлов, оставшиеся члены экипажа стравили пар. В результате взрывов в трюме судно затонуло на мелководье, недалеко от берега[1].
Несмотря на гибель парохода, десант смог зацепиться за берег и вел бой. Отряд полковника И.П.Леонтьева попытался соединиться с десантниками, высаженными в бухте Булганак пароходом «Ейск», но противник успел стянуть в этот район силы, и повел наступление одновременно на оба отряда. Армейский «Доклад» говорит об этом так: «1/160 СП высаживался под сильным артминогнем, пароход подожжен, бойцы бросаясь в воду тонули. Высадившиеся частью перебиты, частью взяты в плен и только 30-40 человек присоединились 30.12.41г. к полковнику Леонтьеву». Ведя бой, группа полковника И.П.Леонтьева отходила на запад к м. Тархан, где вскоре соединилась с группой капитана А.П. Панова, высадившейся с «Советской России» в районе мыса. Группа старшего лейтенанта А.Л. Капран оказалась отрезанной от основных сил 2-го батальона 83-й бригады, и сражалась в окружении.
Но в этот день была произведена высадка в Феодосии, и ситуация начала кардинально меняться. Немецкие войска начали отступление.
30 декабря 1941 г. был собран еще один отряд высадки. В него были включены все остававшиеся в строю корабли: канлодка «№ 4», «Норд» (ТЩ-65), ТЩ «Белобережье», баржа «Лаба» с буксиром «Никополь», шаланда «Гордипия», пароход «Кузбасс» с баржой № 44. На них загрузили 625 бойцов 111-го артполка 224-й дивизии, 525 человек из состава тылов этой же дивизии, штаб дивизии (около 100 человек) 3 танка, шесть 122-мм гаубиц, два 45-мм горных орудия, 18 лошадей, 240 т боезапаса. Но пока боролись со льдом, Керчь была освобождена.
Из армейского «Доклада»: «Отряд полковника Леонтьева, после боев в окружении в районе высоты 136, собрал остатки отряда – 191человек, 50% из обмороженных, не имея ни боеприпасов, ни продовольствия, сосредоточился совхоз Багерово. За время боев, отряд потерял 1858 человек убитыми и ранеными…»
Отряд старшего лейтенанта А.Л. Капран, после того, как было установлено разведкой начало отхода немцев, соединился с основными силами группы десанта, и направился в Багерово, для соединения с основными силами 83-й бригады.
Подведем некоторые итоги.
После воссоединения всех отрядов из состава бригады в районе Багерово (в том числе и доставленных напрямую в порт Керчь), по состоянию на 5 января 1942 г. 83-я бригада насчитывала: 521 человек, 13 станковых пулемета, 30 ручных пулеметов, 50-мм минометов – 53, автоматов – 28, винтовок – 289, винтовок трофейных – 211, пулеметов трофейных – 4[2].
К 5 января 1942 г. в 224-й стрелковой дивизии оставалось 1300 человек. В это число вошли: не высадившиеся с основной группой два батальона 185-го стрелкового полка, химрота, сводная рота из состава 143-го и 160-го полков[3].
«Отчет» указывает: «Азовская военная флотилия с поставленной задачей по высадке десанта на северное побережье Керченского полуострова, в основном справилась удовлетворительно….» С таким выводом согласиться крайне сложно. Официально, по морскому «Отчету», в этой операции погибло 1270 человек и одно 76-мм орудие. Но, так ли это?
«Доклад» дает совсем другие цифры. «В состав потерь входят убитые, раненые, потопленные, обмороженные, заболевшие и пропавшие без вести. 224 СД – 2950 человек, 83 МСБр – 2124 человека…»
Из 32 сейнеров 4-х отрядов уцелело 11, при этом 12 сейнеров просто пропали без вести на переходе[4]. А по «Отчету» указывается, что «…потоплено 5 крупных судов, 3 сейнера, повреждено авиацией 4 корабля и 19 сейнеров». Однако, это данные только по тем сейнерам, которые состояли на тот момент в Азовской военной флотилии. Мобилизованные сейнера (и их экипажи) в документе не учитываются. В отчете они удостоились лишь сноски, «…а так же некоторое количество сейнеров и шлюпок рыболовецкого флота».
В «Отчете» и по остальным вопросам все хорошо. «Успех первых высаженных эшелонов явился следствием тщательной и скрытной подготовки операции…» В армейском «Докладе» говорится иное: «…из захваченной у противника документации стало известно, что противник ЗНАЛ о готовящейся высадке».
[1] Обломки парохода «Ейск» обнаружены дайверами в бухте Булганак давно, и место расположения их известно точно.
[2] ЦАМО, ф. 216, оп. 1142. Доклад полковника Разуваева о состоянии частей десанта.
[3] ЦАМО, ф. 216, оп. 1142. Справка о состоянии частей на 5.01.1941 г.
[4] ЦАМО, ф. 216, оп. 1142. Справка о потерях Азовской военной флотилии по состоянию на 5.01.1942 г.