В 2017 году мне довелось побывать в столице Венгрии - Будапеште. Интересовался я в этом городе не только достопримечательностями, но и местным транспортом. Не остались без моего внимания электробусы марки Modulo. Ведь что интересно - это почти российский продукт. Но обо всем по порядку.
С середины 2010-х годов в России стала активно муссироваться электробусная тема. Развивающийся мировой тренд на зеленую энергетику был энергично подхвачен правительством Москвы. Не остались в долгу и производители пассажирского транспорта, оперативно создавшие первые образцы экологических машин.
В 2016-2017 годах #Москва провела тестирование нескольких моделей электробусов. В их числе были отечественные ЛИАЗ-6274 и КАМАЗ-6282, белорусский Vitovt Max Electro, финский Linkker, китайский Yutong и российско-венгерский Modulo C68E. В итоге московские власти остановили свой выбор на российской продукции - электробусах КАМАЗ и ЛИАЗ. Кстати, их число до конца 2021 года должно достигнуть уже 1000 единиц. А до 2030 года и вовсе планируется заменить все автобусы на электробусы.
Изо всех перечисленных машин, проходивших в ту пору испытания, электробус Modulo рассматривался как весьма перспективный. Ведь он же был почти отечественный. Российско-венгерский проект по производству этих машин стартовал в 2014 году, когда московское предприятие ООО "Нанотехнологический центр композитов" (ООО "НЦК") и венгерская инжиниринговая компания Evopro подписали соглашение о производстве модульных автобусных кузов из композитных материалов. Согласно контракту НЦК изготовлял кузовные элементы из композитов, а также осуществлял сборку кузовов. Оснащение электробусов агрегатами, и окончательную сборку планировалось выполнять в Венгрии. Впервые Modulo презентовали на столичной выставке "ЭкспоСитиТранс" в 2014 году.
Семейство Modulo создано по принципу модульной технологии, с широким диапазоном варьирования пассажировместимости и видов приводов. Несущий кузов из композитных материалов, собираемый как конструктор из типовых модулей, является полностью венгерской инженерной разработкой.
Благодаря применению сэндвич-композитных материалов удалось достичь значительного снижения веса Modulo по сравнению с весом автобусов аналогичной размерности, изготовленных из стали. К тому же, облегченная конструкция влечет за собой снижение потребления топлива/электроэнергии и уменьшение нагрузки на оси, что в итоге уменьшает расходы на эксплуатацию.
За счет модульного принципа сборки можно выбрать кузов из трех вариантов длины (от 6,5 до 9,5 м) с разной пассажировместимостью (от 45 до 85 человек). Помимо этого, конструктивные решения по размещению привода позволяют в дальнейшем осуществлять полную замену системы привода, таким образом используя преимущества более длительного срока службы композитного кузова.
#Автобус семейства Modulo предусматривает применение четырех видов систем приводов: электрический вариант - для работы в центре города; КПГ и дизель - для пригородных маршрутов; гибридный привод - для маршрутов, курсирующих между центром и окраиной города.
Первенцев семейства Modulo - 8-метровые 65-местные машины C68E - оснастили электроприводом, с электродвигателем Siemens мощностью 125 кВт. Система управления - также Siemens. Агрегатная база - венгерская: рулевая система - Csepel, подвеска - Rаba (передняя - независимая, задняя - зависимая). Заявленный запас автономного хода составляет 200-240 км.
По заверению разработчика, благодаря оригинальному расположению подвесок и дверей, а также рациональной компоновке салона пассажировместимость Modulo больше, чем у аналогов с такими же наружными габаритами. Помимо этого его отличает увеличенная колесная база и короткие передний и задний свесы. Низкопольный салон занимает 70% внутренней площади. Вход-выход облегчен благодаря широким дверям (1,2 м) и отсутствию ступеней. Просторный салон с 1,5-метровым проходом позволяет беспрепятственно перемещаться пассажирам. Колесные арки скомпонованы таким образом, что не сужают проход.
Осенью 2017 года ГУП #Мосгортранс начал испытания электробуса Modulo C68E на улицах Москвы. По словам генерального директора "НЦК" Михаила Столярова, в ходе испытаний, #машина продемонстрировала свои лучшие качества. В кратчайшее время создатели инновационных электробусов планировали получить Одобрение типа транспортного средства и провести в России зимние испытания более вместительной модели - Modulo C88 длиной 9,5 м. Этот #электробус в компании вообще позиционировали по вместимости, как 12-метровый(!).
У ООО "НЦК" были большие планы на общественный #транспорт столицы. В перспективе намечалась организация полномасштабного производства мощностью от 250 до 500 электробусов год. Для реализации этого проекта планировалось подписание пятилетнего договора с правительством Москвы на поставку электрических автобусов в объеме не менее 200 единиц в год. Использование производственной площадки "НЦК" в перспективе позволило бы достигнуть уровня локализации в 75-80%.
Однако что-то пошло не так и электробусы Modulo оказались не в приоритете московских властей. Но для Будапешта они пришлись впору. С апреля 2016 года транспортную сеть венгерской столицы пополнили 20 электробусов Modulo C68E. Как отмечают в компании Evopro, за период работы в венгерской столице эти машины продемонстрировали одни из самых низких в мире показателей расхода электроэнергии.
Поделитесь своим мнением об электробусах.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.