Йоджи Ямамото — Дизайнер, который перевернул представления о цвете и силуэте. Благодаря ему, чёрный цвет перестал считаться унылым и депрессивным. В свои 78 лет он продолжает контролировать весь процесс производства одежды в своей компании и сам выходит на поклон к публике после каждого показа. Загадочный, талантливый и очень самобытный. Сегодня наш рассказ о нем.
1940-е
Йоджи Ямамото родился в #Токио в 1943 году в разгар Второй мировой войны. Чтобы прокормить семью, его мать, Фуми, работала портнихой по 16 часов в день. Маленький Йоджи, наблюдая за её трудом, полюбил рисовать модели одежды, кроить и шить. К слову сказать, его любимым цветом всегда был черный. Любовь к этому цвету возникла в связи с личной трагедией, ведь после гибели отца его мама никогда не носила одежду другого цвета. «Когда мне было три или четыре года, я уже знал, что жизнь будет очень жесткой, — рассказывал Йоджи — Мне пришлось сражаться. Я должен был защищать свою мать». Так маленький мальчик научился смотреть на мир глазами #женщины. «Я считаю, что видеть мир с точки зрения женщины было моей судьбой и позволило мне делать то, что я делаю».
1960-е
Изначально Ямамото вовсе не мечтал о карьере дизайнера. Он осуществил мечту мамы и окончил юридический факультет Токийского университета. Но бессонные ночи, проведенные с Фуми за шитьем, не прошли даром — Йоджи мечтал изучать #дизайн одежды. Его маме не нравилась эта идея, но она прислушалась к сыну и отправила его учиться в престижную японскую школу моды Bunka Fashion Collage, в которой чуть раньше учились Иссей Мияке и Кензо Такада.
После окончания колледжа Йоджи поехал в #Париж, где попытался найти работу в индустрии моды. Он показывал свои эскизы признанным #кутюрье, но его #философия абсолютно противоречила эстетике агрессивной сексуальности, царившей тогда на парижских подиумах. Ямамото всегда считал, что скрытое под одеждой привлекательнее открытого. «Смысл сексуальности в том, чтобы её скрывать. Для меня женщина, которая поглощена своим делом, которая не пытается кому-то угодить, сильная и мягкая одновременно, является гораздо более соблазнительной. Чем больше она пытается скрыть свою женственность, тем больше она проявляется в её образе жизни».
Но всему свое время, тот опыт оказался неудачным, и разочарованному Парижем Ямамото пришлось вернуться домой в Японию.
1970-е
Фуми продала свой магазин, чтобы у Йоджи была возможность начать свой #бизнес, и привела к нему своих лучших портних. Ямамото создал собственную марку и начал производство мужской одежды, которая была близка менталитету японцев — прямой крой, простые, лаконичные силуэты. Так, шаг за шагом к нему пришел #успех на родине. В 1972 году открылась линия «Y», а в 1977 году в Токио прошел показ его первой коллекции prêt-à-porter.
1980-е
К тому времени европейская публика была уже пресыщена гиперсексуальной эстетикой и искала чего-то нового. Вот тут и настало время Ямамото. Он представил в Париже коллекцию, в которой по подиуму шествовали модели без макияжа, в черной асимметричной одежде свободного кроя и грубой обуви. Этот показ мгновенно сделал Ямамото знаменитым и подарил ему звание реформатора в мире моды. Лаконичность силуэтов, черный цвет и непривычная в то время многослойность вызвали настоящий шок у публики, привыкшей абсолютно к противоположному: подчеркнутым силуэтам, обилию ярких цветов, блеску и высоким каблукам. Критики плевались ядом и назвали Ямамото «концом моды», а коллекцию «стилем беженцев». Но его успех было уже не остановить, и вскоре в Париже прошёл показ первой мужской коллекции Yohji Yamamoto Homme.
1990-е
Ямамото получил несколько престижных наград: он стал кавалером Ордена искусства и литературы Франции, лауреатом нью-йоркской премии Night of Stars Award, флорентийской Arte e Moda Award, а также получил Международную премию Совета дизайнеров моды Америки.
В 1996 году Йоджи создал первый аромат, который назвал своим именем — YOHJI.Как сообщается в официальном пресс-релизе, разработкой аромата занимался парфюмер Жан Керлео (Jean Kerleo), а самыми узнаваемыми оттенками стали: в начальных нотах — бергамот и зелёные аккорды; в нотах сердца — ежевика и малина; в финальных нотах — мускус, ваниль и сандал.
Знатоки отмечают, что эта композиция — яркое воплощение минимализма.
2000-е
Ямамото начал сотрудничать с брендом Adidas и запустил линию одежды Y-3. Впервые в истории моды высокий стиль объединился со спортивным. Легенда гласит, что Йоджи поразился уродством кроссовок Adidas и предложил им коллаборацию. Но так ли это на самом деле, знают немногие.
А в 2009 году неожиданно для всех бренд Yohji Yamamoto оказался на грани банкротства. Если бы не финансовая поддержка Integral Corp., фонда прямых инвестиций Японии, мир больше не увидел бы творений господина Ямамото.
«Думаю, одна из вероятных причин банкротства заключается в том, что я отпустил бразды правления, дал другим слишком много контроля. Ведь я считаю себя в первую очередь дизайнером. Мне рассказывали о процветании бизнеса, но на самом деле с каждым днем положение становилось все более бедственным», — рассказывал Йоджи в интервью Women's Wear Daily.
В 2010 году Йоджи Ямамото издал автобиографию My dear bomb, в которой подвёл итоги своей тридцатилетней карьеры.
В наши дни
Несмотря на преклонный #возраст, Ямамото по-прежнему блещет идеями. Он никогда не делает ставку на мейнстрим, видит красоту в несовершенстве и создает вещи вне времени и вне моды. Созданный им «стиль беженцев» — это уникальное сочетание Запада и Востока, современных технологий со старыми ручными техниками. Женщина в одежде Yohji Yamamoto — прежде всего личность.
«Мой собственный опыт таков: я единственный сын у матери. Моя жизнь посвящена этой удивительной женщине. Все затевалось ради неё. Нашим миром всегда правили мужчины. Это мужской мир, поэтому я должен постоянно её оберегать. Я почитаю женщин. И создавая модели для них, как бы говорю: “Могу я вам помочь?”»
Интересные факты о Йоджи Ямамото:
— Йоджи Ямамото — единственный из всемирно известных дизайнеров, который не является членом Ассоциации высокой моды.
— Главными своими недостатками дизайнер считает лень и курение.
— Дизайнер говорит, что когда ему наскучит создавать одежду, он переквалифицируется в актера или станет гангстером.
— Любимые занятия Йоджи помимо работы: водить машину и гулять с собакой.
— Фуми неизменно сопровождала сына в поездках дважды в год, помогая ему на показах — последний раз она посетила Париж в возрасте девяноста четырех лет.
Читайте также:
Тест: в чем встречать Новый год
От стеганых пальто до одежды аprès ski — гид по модным трендам осенне-зимнего сезона
Фото для статьи: свободные источники