Ингмар Бергман по праву считается одним из величайших режиссеров в истории кино. Он мог снимать фильмы на совершенно обыденные для нас темы, включая любовь, отношения мужчины и женщины, отношения детей и их родителей, отношения в семье. При этом настолько простые вещи он мог преподнести через совершенно искаженную призму, тем самым скрыв глубокий и мудрый для всех зрителей смысл. Частенько Бергман обращался к теме взаимоотношений мужчины и женщины. Одним из примеров таких фильмов, в которых режиссер затрагивает эту тему, является психологический хоррор «Час волка».
Синопсис Семейная пара Йохан и Альма Борг переезжает на далекий остров, где Йохан сможет сосредоточиться на своей работе художника, а Альма подготовиться к рождению их первого ребенка. Однако их уединению приходит конец, когда в их владения вторгается аристократ фон Меркенс, который представляется поклонником творчества Йохана, хотя тот не написал ни одной известной картины. Вскоре жизнь Боргов превращается в настоящий кошмар, где смешивается мистика и реальность, и теперь под угрозой не только их отношения, но и сами жизни.
Игра актёров Известно, что Бергман тщательно подходил к подбору актеров в своих фильмах, и зачастую задействовал несменяемых любимцев, коими долгое время оставались Макс фон Сюдов и Лив Ульман. Макс фон Сюдоф исполнил роль Йохана, очень тяжелого, требовательного и капризного человека, который до такой степени не способен справиться со своими личными демонами, что предпочитает выплеснуть собственные проблемы на самого близкого человека – свою жену. В свою очередь, супругу Йохана Альму сыграла норвежская актриса Лив Ульман, которая воплотила образ спутницы жизни своего мужа, которая, несмотря на его нападки и закатываемые им сцены, до последнего была ему верна, даже когда было слишком поздно.
Режиссура Наверное, Ингмар Бергман даже не подозревал, что в результате у него получится один самых образцовых и лучший психологических фильмов ужасов в истории, который своей атмосферой обреченности и страха от непонятной и скрытой угрозы пронизывает до самых костей даже сейчас. Особенность фильма такова, что знакомые нам обыденные темы, включая любовь, отношения, сексуальность передаются в сюрреалистическом стиле, погружая зрителя в некое безумие, где рамки между реальностью и фантазией скрываются, а рисуемые образы скрывают глубокий смысл, олицетворяя явные человеческие пороки. По большому счету мы видим опасность, которую несла противоречивость отношений между Йоханом и Альмой, когда тот зациклился на себе и своих проблемах, который в итоге в прямом смысле его сожрали, в то время как Альма всячески старалась эти отношения сохранить, сама чуть не став жертвой безумия своего мужа.
Сценарий В центре сюжета семейная пара Йохана и Альмы Боргов. Йохан работает художником, Альма – домохозяйка, к тому же беременная долгожданным первенцем. Сам фильм начинается с того, что Альма дает интервью неизвестному зрителю, коим, на самом деле, являемся мы с вами, которые пытаются разобраться в истории Боргов, а возможно заглянуть намного глубже. Они недавно переехали на остров Бальтрум, чтобы начать новую жизнь, в которой Йохан может творить новые картины, а Альма вдохновлять его, словно личная муза. Проблема же заключается в том, что, несмотря на попытку начать что-то НОВОЕ, именно Йохан тянет за собой старые проблемы. Он делится с Альмой, что его всю жизнь преследуют личные демоны, обретшие облик Мужчины-паука, Дамы в шляпе, Учителя и Человека-птицы. А еще чуть позже вокруг героев начинает происходить какая-то чертовщина, поскольку Альма начинает видеть этих людей в реальности. Хуже еще от того, что эти люди живут в замке неподалеку. Они постоянно твердят о том, как восхищаются творчеством Йохана, хотя становится непонятно, кто кем более одержим: незнакомцы Йохан, или Йохан незнакомцами. Брак Йохана и Альмы начинает трещать по швам, а вскоре и вовсе становится смертельно опасным для Альмы. Становится понятно, что герои ненароком столкнулись с каким-то неведомым первобытным злом, не имеющим ни облика, ни имени, ни материального обличия, но оно явно преследует их, от чего становится жутко не по себе.
Итог Стоит еще раз отметить, что «Час волка» получился очень атмосферным кино, поражающим до глубины души своей дерзостью, анализаторством и умением преподнести простые вещи под сложным ракурсом и заставить взглянуть на них с другой стороны, заставив всерьез задуматься об истинном значении. Поэтому без лишних слов и напутствий просто хочу порекомендовать данное кино к просмотру.