Сервис DiDi планирует выйти на московский рынок такси в начале 2022 года и уже ведет переговоры с городскими властями о возможных условиях работы
Китайский агрегатор такси DiDi планирует расширить географию работы в России и рассматривает возможность выйти на московский рынок в начале 2022 года. Как выяснил Autonews.ru, руководство сервиса уже ведет переговоры с департаментом транспорта столицы. Об этом изданию сообщили источники, близкие к мэрии Москвы. Компания работает в России с 2020 года, начав запуск с Казани. Сейчас заказать такси через агрегатор DiDi можно еще в 37 городах, в том числе в Брянске, Тамбове, Уфе, Краснодаре, Саратове, Ставрополе и Костроме.
В DiDi прямо комментировать возможный выход в сегмент такси в Москве отказались. «Москва — крупнейший рынок в сегменте такси и райдхейлинга в России, и, безусловно, мы находим его привлекательным. Однако говорить о конкретных датах начала работы пока преждевременно. Мы будем делиться новостями по мере развития событий», — объяснила PR-директор DiDi в России Ирина Гущина.
По мнению опрошенных аналитиков, именно выход в столичный регион поможет выйти DiDi на более высокую рентабельность, однако борьба с основным игроком в лице Яндекс.Go потребует значительных инвестиций.
По мнению опрошенных аналитиков, именно выход в столичный регион поможет выйти DiDi на более высокую рентабельность, однако борьба с основным игроком в лице Яндекс.Go потребует значительных инвестиций.
Высокая конкуренция и возможный демпинг
В настоящее время подавляющее большинство поездок в Москве пользователи совершают при помощи сервиса «Яндекс.Такси», которое недавно переименовали в Яндекс.Go. По данным департамента транспорта Москвы, по итогам 2020 года на «Яндекс» приходилось 71,8% поездок. На втором месте — «Ситимобил» — 19,2%. У Gett доля от заказов составила 6,3%. Остальные поделили между собой небольшие сервисы и приложения, включая «Везет» и InDriver. При этом, согласно данным ФАС, всего в Москве и области в 2020 году был зарегистрирован 31 бренд такси-агрегаторов на 24 юрлица и 5 — на ИП. [1]
Аналитик Владимир Беспалов в беседе с Autonews.ru отметил, что для развития бизнеса выход в Москву и Мособласть для DiDi необходим.
«Москва — это самый большой и платежеспособный рынок, — отметил Беспалов. — Однако здесь сильные конкуренты. Чтобы выглядеть на их фоне более привлекательно на первых порах инструмент только один — это привлекательная цена для пассажиров и вознаграждение за поездку для водителей. В первую очередь клиенты будут смотреть на скорость подачи и цену, потому первым шагом станет завоевание как можно большего количества водителей. Если у компании есть план закрепиться на рынке, будут нужны большие инвестиции в развитие».
Также Беспалов отметил, что в Китае компания известна своими технологичными решениями для такси. Однако пока признает, что реализовать их в России в таких же объемах возможности нет.
«Цены на такси сейчас растут из-за недостатка машин и водителей, — рассуждает Беспалов. — У DiDi в России нет своего приложения, своих машин. Работать придется точно с таким же автопарком, теми же водителями и клиентами. И стратегия пока может быть только одна — предлагать сниженную стоимость поездки, чтобы набрать аудиторию».
Руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус напомнил, что в России у DiDi пока есть только опыт работы в регионах. По его оценке, условия и правила работы в Москве и Московской области значительно отличаются.
«Если в регионах таксисты могут работать «в серую», то в столице это просто невозможно, — отметил Швагерус. — Также в московском регионе в экспериментальном порядке работает цифровой профиль для водителей такси, а обезличенные данные о поездках сервисы обязаны передавать в департамент транспорта. DiDi сможет успешно интегрироваться в московский рынок, если завоевание его доли будет основано не только на привлечении водителей и пассажиров, но и на полезных технологических новшествах для водителей и пассажиров».
В качестве примера Швагерус назвал развитие таких направлений, как сбор биометрических данных и доступ к управлению машиной по QR-кодам одобренных и зарегистрированных в системе водителей. Также эксперт назвал еще несколько факторов, которые стоит учесть агрегатору.
«Чтобы водителям сервиса было интересно постоянно работать с новым агрегатором, стоит выплачивать им минимальную заработную плату. Потому что доплаты и гарантии сегодня есть, а завтра их уже нет, водителям также нужна юридическая поддержка. Обязательно необходимо застраховать свою ответственность перед пассажиром и водителями — сейчас агрегаторы делают это добровольно. Максимальная сумма выплат — 2 млн рублей. В регионах у DiDi такой страховки нет», — высказал мнение Швагерус.
В заключение Швагерус отметил, что любая дополнительная конкуренция выгодна пассажирам.
В том, что именно демпинг первое врем станет основным инструментом DiDi, уверен глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. «Сначала сервис будет щедро использовать китайские инвестиции — у водителей будут доплаты, а у клиентов — скидки. Как только получится закрепиться, то они могут выкупить долю небольшого игрока, например, Gett. И с его помощью занять 3-5% от рынка», — предположил Щербинин.
Он также добавил, что составить конкуренцию Яндекс.Go будет сложно, поскольку водителям удобно пользоваться их навигатором, по которому нельзя ездить по другим заказам.
Вариант с электротакси
Новости о планах по заходу в Москву сервиса DiDi совпали с презентацией электромобиля D1 на форуме «Nobel vision. Open innovations 2.0» в Сколково. D1 разработали специально для такси в сотрудничестве с производителем BYD. Его главное отличие — система «DiDi умный водитель», которая, к примеру, позволяет принимать заказы только авторизированным в системе таксистам. Логично сделать вывод, что таким шагом компания говорит о еще одном потенциальном направлении, которое может быть потенциально интересно московским властям.
Однако, как обратил внимание вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, пока в Москве недостаточно инфраструктуры для оперативной подзарядки таких электрокаров. Он также уверен, что на первых порах DiDi будет использовать именно жесткий демпинг.
«У них есть китайские инвестиции. Но во многих регионах изначальная невысокая комиссия для водителей уже выросла. Кроме того, остается открытым вопрос с хранением личных данных — разрабатываемый сейчас закон о такси поддерживает участие на рынке только местных игроков, то есть с российскими офисами, которые будут хранить данные о пользователей на российских серверах. В текущей ситуации сервис будет составлять конкуренцию не «Яндексу», а более мелким игрокам», — отметил Шапарин.
Цены на такси растут
Ранее в дептрансе посчитали, что 91% москвичей заказывают такси через «Яндекс» и «Ситимобил». Три самых популярных модели автомобилей такси — Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo. Средний чек на поездку в 2018 году составил 473 рубля, в 2019 году — 448 рублей, а в 2020 году — 434 рубля. Средний доход водителя при этом составляет 40-62 тыс. рублей.
При этом в конце 2021 года пассажиры пожаловались на подорожание стоимости поездок в московском такси. Как объяснили в «Яндексе» это связано с ростом спроса и одновременную нехватку таксистов. В компании также объявили, что поднимут тарифы со 2 января 2022 года. Такой ход должен привлечь новых водителей. К примеру, по тарифу «Эконом» стоимость километра пути по городу вырастет до 10 руб. (+2 руб.), поездка минуты по тарифу «Комфорт» вырастет до 12 руб. (+1 руб.), а «Комфорт+» — до 14 руб. (+1 рубль).
В 2021 году Центр цифровой экспертизы Роскачества сообщил, что «Яндекс» приобрел мобильные приложения для заказа такси «Везет» и «Рутакси», что увеличило его общую долю и сделало абсолютным лидером по присутствию на рынке: 40% в целом и 67% среди агрегаторов.