Последний на данный момент большой голливудский фильм о зомби - "Армия мертвецов" Зака Снайдера. Хотя сам фильм, похоже, окончательно провалился в прокате, в нем есть пара прелюбопытнейших деталей. Снайдер, вопреки всем прошлым канонов зомби-хорроров показывает нам мертвецов, которые могут любить друг друга, переживать друг за друга и даже (внимание!) беременеть и вынашивать детей! Собственно, месть вождя мертвецов за убийство своей беременной подруги - одна из ключевых линий фильма.
Пусть лента Снайдера не снискала популярности, но она продолжает и развивает богатейший на сегодняшний день жанр хоррора о живых мертвецах. Почему людям вообще интересно такое смотреть? И почему мертвецы в фильмах раз от раза становятся все более живыми? Чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к первоисточнику и основоположнику жанра - американскому режиссеру Джорджу Ромеро.
Свой первый фильм о живых трупах "Ночь живых мертвецов" Ромеро снял в 1968 году. Это был не голливудский проект: ни один продюсер не захотел вкладываться в такой сомнительный сценарий. Ромеро назанимали 100 тысяч долларов и в итоге сорвал банк на 30 миллионов - столько фильм собрал в прокате. Это была сенсация. Никто и предположить не мог, что зритель пойдет смотреть, как по экрану бродят толпы неопрятных людей в дешевом гриме, которые, по сути, ничего не делают - просто ходят.
При этом многие обратили внимание на остро-социальный и сатиричный оттенок ромеровского хоррора. Режиссер-сценарист не просто показывал ужас беспомощных одиночек перед равнодушной мертвой толпой, он высмеивал само общество, в котором толпой мертвецов выглядит любой парк развлечений или торговый центр. В конце концов, каждый из главных героев мог вдруг умереть, стать зомби, и сам не заметить этого. "Может быть, вы сами уже умерли и просто бредете по жизни без цели и смысла?" - задавал вопрос зрителю создатель фильма. И именно возможность такого оборота дел пугала зрителя до чертиков.
Если говорить о психологической подоплеке фильмов о живых мертвецах, там все проще. Существует определенное количество социальных взаимодействий в единицу времени, которое для каждого из нас приемлемо. Определенный размер группы, в которой мы будем чувствовать себя комфортно и при превышении которого этот комфорт исчезнет. Это примерно 30-40 человек - размер школьного класса или первобытного племени. В таком сообществе мы можем запомнить всех в лицо и по имени, выстроить с каждым удобные отношения. Если же мы оказываемся в многотысячной толпе, она теряет человеческое лицо в прямом смысле: мы перестаем видеть в окружающих людях личностей и видим только толпу, всегда выглядящую опасно, бессмысленно, примитивно.
При этом в современном городе человек постоянно вынужден сталкиваться с толпой. В метро или на улице в час-пик. В популярном парке в выходной день. На спортивном матче или даже на проходной родного завода, куда он приходит каждый день, но до конца жизни не узнает всех, с кем работает. Именно превращение людей в бессмысленную толпу высмеивал Ромеро. И эксплуатировал на экране страх перед этой толпой. Добавив фантастической перчинки - допустив, что все эти незнакомые вам люди на самом деле мертвы.
Но по мере развития жанра стала проявляться и противоположная тенденция: попытка найти различия и разглядеть индивидуальность даже в толпе казалось бы одинаковых зомби. Сам Ромеро вовсе не чурался этого. В "Земле мертвых" 2005 года ромеровские зомби начинают понимать, что им нужно организовываться для защиты от живых людей! И даже пытаются освоить для этого огнестрельное оружие. А последующие ленты "Дневники мертвецов" и "Выживание мертвецов" постепенно наполняются настоящим гуманистическим пафосом. Зритель оказывается в положении, когда ходячих трупов ему становится жальче, чем живых людей, которые издеваются над беспомощными и беззащитными мертвяками.
Это такая же нормальная защитная реакция психики, как и боязнь слишком большой толпы: попытаться разглядеть в этой толпе индивидуальности и создать из них ту самую комфортную для себя группу, связанную нормальными человеческими отношениями, пусть и в ненормальной обстановке. Поэтому очевидно, что гуманистическая тенденция в фильмах о живых мертвецах будет продолжена. И мы еще увидим кино, где, например, человечество разделилось на две мирно сосуществующих расы - живую и мертвую. Или где добрые мертвецы укрывают немногочисленных живых, спасая их от окончательного уничтожения себе подобными (что-то вроде осмысления холокоста на новом, полуфантастическом-полумифологическом уровне). Ну, а раз Снайдер показал в этом году беременных зомби, значит, в каком-то из своих следующих проектов покажет и роды. Что будет очень символично и, видимо, ознаменует окончательное перерождение старого жанра во что-то иное, пока непонятное и неизведанное.