Найти тему
Христофор+

Каким был рост Голиафа и почему израильтяне "ужаснулись" при виде его? Анализируем все версии

Ко времени первой (Михмасской) войны Израиля с филистимлянами, последние имели огромную армию, в которой было "тридцать тысяч колесниц и шесть тысяч конницы, и народа множество, как песок на берегу моря" (1Цар.13:5). Филистимляне владели железным оружием (то есть превосходили противника технологически) и инициативой, посылая отдельные отряды для опустошения Израильской земли (1Цар.13:17).

Израиль по всем параметрам сильно уступал союзу пяти филистимских городов (Пентаполису). Царь Саул имел под своим началом до десяти тысяч людей (1Цар.14:23), вооруженных первобытным оружием: дубинами и кольями (кузнецов иудеям запрещалось иметь (1Цар.13:19)). Зато не имел ни конницы, ни боевых колесниц. Почему и действовал от обороны, применяя тактику засад или внезапных точечных нападений.

До поры до времени эта тактика приносила неплохие плоды. Так, например, благодаря отваге Ионафана (сына Саула) иудеи победили филистимлян при Беф-Авене (1Цар.14:1-23) и Михмасе (1Цар.14:31).

Однако у Сокхофа филистимляне решили взять реванш. Они бросили в игру главный козырь - воина-великана Голиафа. Согласно 1 Книге Царств, Голиаф выступил из стана филистимского и предложил иудеям выбрать одного добровольца для личного поединка с ним. Победа в личном единоборстве определяла, по условиям Голиафа, и победу в войне между филистимлянами и израильтянами. Голиаф сказал израильтянам:

Давид и Голиаф. Изображение взято в открытых источниках.
Давид и Голиаф. Изображение взято в открытых источниках.
"Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам. <...> Cегодня я посрамлю полки Израильские; дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем".(1Цар.17:8-10).

Израильтяне не приняли вызова, ибо "очень испугались и ужаснулись" (1Цап.17:11). Голиаф опреденно вызывал у них дикий страх. Увидев этого человека (Голиафа), опытные, видавшие виды воины (прошедшие уже войну с Амаликом) "убегали от него и весьма боялись" (1Цар.17:24).

Царь Саул пообещал дать за победу над Голиафом в поединке великое богатство, дочь и освобождение от всяких государственных повинностей (!Цар.17:25). Однако добровольца не находилось до тех пор, пока в долину под дубом, где стояла Израильская армия, не пришел юный Давид, который и поразил врага пращой, как поражал ранее львов и медведей.

Но сейчас речь не том... Нас интересует вопрос: Чего именно испугались бывалые воины? Или же чем Голиаф напугал их? Давайте разбираться...

Версия №1. Рост. Филистимский великан обладал необыкновенным, феноменальным ростом. Согласно 1 Книге Царств, Голиаф был ростом "шести локтей и пяди" (1Цар.17:4). При переводе на метры и сантиметры получаем не одно, а два числа: 238 см. и 297 см. Почему так?

Потому что по данным современной археологии (Джеффри Чедвика и его команды) в Древнем Пентаполисе (или Филистии) использовалось три меры длины: "локоть" (54 см.), "короткий локоть" (38 см.) и "пядь" (22 см.). Если мы определяем рост Голиафа по обычному "локтю", он превращается в трехметрового (и почти мифического) великана. А если определяем рост по "коротким локтям", то Голиаф становится чуть выше известного баскетболиста НБА Георге Мурешана (231 см.) и совсем не мифическим.

Впрочем, даже если взять в качестве меры длины "короткий локоть", тогдашнее низкорослое человечество все равно воспринимало бы Голиафа великаном. Отсюда версия свт. Иоанна Златоуста, согласно которой израильтяне "были объяты страхом и ужасом и убегали от воинской схватки" при виде одного роста Голиафа (Spuria. На Пс. 75:12).

Джон Грейг (Крейг). Давид и Голиаф. Изображение взято в открытых источниках.
Джон Грейг (Крейг). Давид и Голиаф. Изображение взято в открытых источниках.

Попробуем критически отнестись к этой версии... Ну а другие великаны испугались бы Голиафа? Наверно, не должны были. Но царь Саул, который "от плеч своих был выше (жирный шрифт - наш) всего народа" (1Цар.9:2), отказался от единоборства. Значит, дело не в росте. Идем дальше...

Версия №2. Вооружение. Голиаф выходит на бой с передовым для своего времени вооружением. Его голову защищает медный шлем, спину - медный же щит. Помимо этого, великан имеет дополнительную защиту в виде дорогой чешуйчатой брони (доспеха) и медных наколенников.

"Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его - пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец" (1Цар.17:5).

В качестве оружия нападения Голиаф берет с собой длинное (как навой у ткачей) копье "в шестьсот сиклей железа" и, видимо, сделанный по индивидуальному заказу меч, который затем достанется царю Давиду.

Наибольшую ценность в вооружении Голиафа представляла, скорее всего, именно "чешуйчатая броня". Она защищала воина от ударов в корпус, делала неуязвимым. Однако у царя Саула также имелась защитная "броня". Он, заботясь о Давиде, даже облек отрока в эту броню (1Цар.17:38). Но Давид, просчитав все наперед, снял броню ради свободы и мобильности. Значит, дело совсем не в броне и не в вооружении...

Версия №3. Происхождение. Номинально Голиаф относился к племени филистимлян. Он жил на территории Пентаполиса (древней Филистеи) и имел дом в филистимском городе Гефе, что подтверждается данными современной археологии (на месте древнего Гефа найдены черепки с протоханаанскими надписями "Alwt" и "Wlt"; которые по словам доктора Аарона Демского, похожи на архаичные буквы имени "Голиаф").

Однако свт. Николай Сербский высказывает предположение, что Голиаф происходил из древнего допотопного племени исполинов, которое образовалось в результате смешения потомков Сифа с потомками Каина.

Джеральд Бром Фантазия. Великаны в живописи. Изображение взято в открытых источниках. Картинка помещена для наглядности.
Джеральд Бром Фантазия. Великаны в живописи. Изображение взято в открытых источниках. Картинка помещена для наглядности.

Свт. Николай так объясняет страх иудеев: "Евреи были испуганы самим рассказом об исполинах (Чис. 14:1), каково же им было встретиться с одним из них лицом к лицу!" (Библейские темы. Дети Енаковы).

Гипотеза свт. Николая имеет полное право на существование, ибо после потопа, если верить букве Ветхого Завета, племя исполинов отнюдь не погибло, но заселило (вместе с другими хананейскими народами) Палестину. В Книге Чисел исполинов видели разведчики Моисея. Исполины показались разведчикам людьми" высокорослыми" (Чис.13:33). В Септуагинте во 2 Книге Царств встречаем еще одного живого исполина - некоего Дана. Он "сын Иои, из потомков исполинов" (2Цар.21:11).

Свидетельства о доисторических исполинах можно найти и в других источниках. В египетском послании на папирусе Анастаси I (XIII в. до н. э.) сообщается о мощных воинах из Ханаана ростом от 2 до 3 метров (Культурно-исторический комментарий. Толкование на 1 Книгу Царств).

Версия №4. Единоборство. Голиаф предлагает израильтянам довольно необычный способ разрешения конфликта - единоборство. Да не простое, а основанное на последующем обращении побежденной стороны (не целой армии, а целого народа) в рабов победителей.

Может быть, иудеи боятся самой формы разрешения конфликта (единоборства)? Да еще с такими отягчающими для побежденной стороны последствиями? Может, они привыкли к обычной войне?

В "Новой Женевской учебной Библии" говорится, что единоборства почти не встречались в Ветхом Завете и практиковались только у язычников.

"В В.З. практически не встречается упоминаний о таком способе разрешения противоречий между двумя враждующими народами, как смертельный поединок единоборцев, представляющих каждую из сторон (со значительными оговорками описанием такого поединка можно считать 2 Цар. 2,14-16). Однако, согласно многочисленным сведениям, схватки единоборцев были распространены у соседей Израиля" (Новая Женевская учебная Библия).

Отчасти это так. Гектор и Патрокл, Гектор и Аякс, Парис и Менелай борются друг с другом в древнегреческой поэме "Илиада". Библейская же история Ветхого Завета изображает одно только единоборство - Иакова с Богом (почему Иаков и называется Израилем-Богоборцем).

Тем не менее, аффтору трудно представить, чтобы опытные воины, прошедшие с Саулом, как минимум, одну войну (с Амаликом), испугались бы поединка один на один. Да вся война и состоит из таких поединков! Разве нет? А здесь еще награда за победу... Нет, здесь что-то другое...

Версия №5. Самомнение и гордость. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что филистимляне выставили мужа, который был "самомнением даже больше, чем великан". Ибо он (Голиаф) громко кричал и вызывал на единоборство. Епископ Павел Орозий видит Голиафа, "устрашающего своей гордостью" (Апология против пелагиан. Сl. 0572, 2.5.605.16).

Давид убивает Голиафа. Изображение взято в открытых источниках.
Давид убивает Голиафа. Изображение взято в открытых источниках.

Голиаф, действительно, слишком высоко мнил о себе и своих телесных силах. Ведь войны (и единоборства) выигрываются не только оружием ближнего боя, но и дальнего: луком и стрелами, пращой и камнями. Авимелех из Книги Судей, например, перешел в мир иной от того, что женщина "случайно" уронила ему на голову обломок жернова (Суд.9:53).

Филистимский великан же забыл об этом, уповая на собственное всемогущество. В гордости своей он дошел до того, что стал поносить израильтян как "воинство Бога живого" (1Цар.17:36). Понося, тем самым, видимо, и самого Бога (автор 1 Книги Царств не мог прямо написать об этом - его бы быстро "заблокировали" читатели 1 Книги Царств).

Очень возможно, что благочестивых израильтян отвращала от поединка безумная гордость Голиафа, доходящая до богохульства. Биться с гордецом, который поклоняется самому себе и самого себя считает идолом, очень непросто. И молитва сбивается, и меч выпадает из рук...

Диалог Давида и Голиафа перед единоборством подтверждает религиозную суть конфликта между Филистеей и Израилем. Филистимлянин, уповая на себя и свое оружие, проклинает Давида своими богами (1Царств.17:43). Израильтянин же, уповая на Бога Живого, обесценивает "богов" своего врага: его меч, щит и копье. Давид говорит:

"Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою... <...> И узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши" (1Цар.17:45-47).

Речь Давида - ни что иное, как опровержение самопревозношения Голиафа и его ложной религии поклонения самому себе, своей силе. Отрок утверждает, что "есть Бог в Израиле" и доказывает слово делом. Колосс на глиняных ногах падает на землю. А Израиль торжествует.

Иначе говоря, для единоборства с Голиафом нужен был не простой человек, не воин, а пророк-обличитель. И таковой нашелся в лице юного пророка Давида, который был верен Богу; нравственно чист и честен.

Таким образом, на взгляд автора, иудеи боялись не столько роста Голиафа, сколько его неумеренной гордости, требующей обличителя.

А что думаете о причине страха иудеев Вы, дорогие читатели? Почему израильтяне боялись сражаться с Голиафом? Из-за роста, вооружения, происхождения, формы поединка или гордости? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если, конечно, статья понравилась) и, конечно, подписывайтесь на канал «Христофор+».

Читайте также другие статьи:

С кем Иисус дружил в отрочестве Определяем имена Его друзей

Зачем Христос до Крещения жил в Назарете - самом презираемом городе Галилеи? (Мар.1:9)

Какой город Иисус Христос называл "Своим" (Матф.9:1) и почему

Почему Иуду Искариота не спасло раскаяние? (Матф. 27:3-5)