Раньше деревья были выше, а трава - зеленее. Картинки в книжках ярче, а буквы - контрастнее. Это знает каждый думающий человек, проживший на свете достаточное количество лет, чтобы считать себя думающим. Знает и ежедневно доказывает сей факт в своих воспоминаниях, декламируя их окружающим с видом академика, делающего доклад по мотивам своей собственной статьи, только по глупости не получившей нобелевскую премию. Все раньше было лучше. Еда, вода, двигатели внутреннего сгорания, девушки в красивых юбках, девушки без, утюги, чайники, фильмы, книги, ну и конечно музыка.
О да, о музыке вам любой скажет и докажет на пальцах одной руки, ну может быть, используя парочку с другой. Вам, меломанам и знатокам, все очевидно. Вы же всю жизнь в музыке, с утра и до старости. Ищете, копаетесь, плюетесь разочарованно. Брюзжите - сейчас музыка уже не та, нет в ней завораживающего сочетания трех нот, фантастического созвучия, филигранного исполнения. Пропала пьянящая прелесть звукового потока. Все пресно стало, рафинировано, да и талантов новых нет и не предвидится. Все какие-то похожие, одинаковые, неуклюжие. Нет классных припевов, нет ярких проигрышей, мелодии все угадываются, три ноточки, два ударчика , немножечко пространства и вокальчик такой простенький, неглубокенький, как из колодца с пресненькой водичечкой.
И много, много всего, потоком из всех щелей ухает басами, ревет гитарами. Вот раньше, что не альбом, то бриллиант в огранке из платины. А теперь, если есть что из платины, так это оградка на кладбище той настоящей музыки, которая безвременно почила в конце семидесятых.
Плохонькая музычка стала, так ведь? Наверняка, сейчас соглашаетесь, головой киваете, да, чувак, все правильно говоришь. И я даже в чем-то с вами согласен. Если оглянуться на пару лет назад , то сам был таким. Но теперь спорить буду, в пух и прах разбивая теорию вашей музычки.
Давайте разбираться, так ли плоха современная музыка, так ли безнадежно тускло выглядит она по сравнению с шедеврами шестидесятых, семидесятых и отчасти девяностых.
Оттолкнемся сначала от эпохи. Что было в семидесятых, а тем более в шестидесятых, какую музыку мы слушали, на чем воспитывались? Я вам отвечу. На том, что каким-то удивительным образом доходило до слушателя. Пропускалось сквозь сито продюсеров, музыкальных менеджеров, концертных директоров, руководителей рекорд компаний. А это целая музыкальная индустрия, которая хотела заработать, чтобы вкусно кушать, на хорошем ездить и с хорошенькими под ручку ходить. Иными словами, до слушателя доходило только то, на чем можно было наверняка заработать. Рекорд компании хорошо умели считать деньги. И потратить средства компании, не имея отсроченной выгоды, значит остаться и без зарплаты и без работы, а иногда и без штанов. Музыкальные агенты умели работать, практически безошибочно угадывая будущих звезд и безжалостно отметая слабенькие и средненькие группы. А потом, все это нам на блюдечке, в красивых конвертах. Да и не достать было и этого, переписывали с двадцатой копии Led Zeppelin IV и слушали в 105-ый раз, как в первый и последний. Шедевр – однозначно, но вот был бы он таким шедевром в нулевых? Не факт, просто хорошим альбомом, может быть, скорее всего затерялся бы в бесконечном потоке звукового безобразия. Были еще группы второго сорта, если музыку оценивать по критерием колбасы, пусть и хитов поменьше и музыканты послабее, но деньги потрачены и нужно найти прелесть, узреть качество, которого может и не было в той мере, в котором хотелось воспринимать. Но кто себе признается? Ни потом, ни сейчас. Вот и возносили группы типа SLADE, EAGLES и иже с ними. Группы одной, двух песен. Про которые, возникни они сейчас, никто бы и не вспоминал. Ну был такой хит и что – что-то там про Калифорнию, песенка вроде хорошая была, а альбом- говно. Но это сейчас, а тогда вынуждены были находить и в других песнях выдуманную шедевральность и сами соглашались и сами потом верили.
Раньше, чтобы записать альбом, нужно было оттачивать свое мастерство, придумывать песни, находить нужных людей, а самое главное, иметь возможности для продвижения своего творчества, ну и кроме того , удачу. А сейчас, любой, кто считает себя музыкантом, даже если просто научился колотить скалкой по подушке, может записать целый скалочный альбом и пустить его в путешествие по всемирной паутине. И поверьте, таких талантов просто тьма, три с половиной аккорда, две вокальные ноты, иногда в эти аккорды попадающие, компьютер скоммунизженные семплы и вперед, покорять вершины музпрома. В семидесятые такое в принципе было бы не возможно, а сейчас – пожалуйста. И все эти люди создают музыкальный мусор, которым наполнен контент. Контакт, ютуб, яндекс музыка, эпл музыка, самовар, чайник, утюг с блютус, отовсюду льется музыкальное дерьмо. С этим я и не спорю и не собирался, сам в бешенстве от количество музыкальной дичи. Ну почему каждый, кто берет в руку медиатор или садится за клавиатуру, сразу же желает распространять свое творчество в мир. А если у него еще есть деньги, тогда творчество распространяется бесконтрольно. Да еще с привлечением СМИ. Ответьте на вопрос, среди этого оглушающего, пестрого и порой нелепого шума, просто ли найти по настоящему талантливых музыкантов? А Если он из тысячи один? За спинами тех, кто громче орет. Наверное можно, но для этого нужно тщательно перебирать, слушать, интересоваться, выискивать. А есть ли на это время? А желание? Раньше за нас выбирали продюсеры, изначально удаляя из рядов музыкантов, тех , кто скалками по подушкам. Вот, мы за вас все сделали, берите, слушайте. А теперь за выбор отвечать некому, свобода, музыкальная демократия, а по сути –анархия. Я художник, я так вижу. Подушка отлично звучит, если в нее свистеть засунув пальцы в рот. Вот и завалили все возможное пространство те, что посвистывают да постукивают своими звуковыми потугами. Их же всегда больше, и морды у них шире.
Ну и последний момент. За последние пятьдесят лет в музыке сыграно наверное все, удивить наши ожидания все труднее, придумать оригинальное звучание, текст или мелодию – крайне сложно. Музыканты, даже самые гениальные, вынуждены заниматься повторами. Это неизбежность. Музыка – не технический прогресс, она не подчиняется законам эволюции, она играет с нею, может скакнуть вперед, а может остановиться навсегда. Лучшее, что мы можем сделать - ей не мешать.
Почему современная музыка не стала хуже или все мы как нибудь поем
5 минут
12 прочтений
5 декабря 2021