Второй альбом валлийской группы Budgie под названием Squawk вышел 21 сентября 1972 года на лейбле Kapp Records/MCA. Над пластинкой работал тот же продюсер что и с дебютным диском - у пульта находился Роджер Бейн. Тот самый, который продюсировал ранние работы Black Sabbath. Пластинка в хит-парады не попала...но вот какой парадокс - к 1973 году копий напродавали аж на "золото". Как такое может быть, и какой из источников врет в показаниях - сказать сложно. Или тут что-то, чего я не понимаю.
В любом случае работа очень достойная, ничем не уступающая дебютному альбому, пожалуй даже более ровная по качеству материала. Budgie выдали все тот же тяжеленный хард, с ярко выраженным блюз-роковым окрасом. Вместе с тем на альбоме присутствуют и замечательные мелодичные вещи.
Роджера Бейна можно, конечно, покритиковать в очередной раз за своеобразный микс...но с другой стороны, именно на ранних альбомах Budgie встречается такой сырой ...прямо таки "чугунный" саунд, очень тяжелый, который чем-то роднит их звучание с теми же ранними работами Sabbath. Оригинальные пластинки Budgie звучали достаточно тихо, и для того чтобы оценить всю прелесть музыки нужно было выкручивать громкость. Но мы-то живем в эпоху ремастеров, в которых все эти шероховатости уже исправлены по мере возможности.
Название альбома можно перевести как "вопль"...или "крик"? На обложке изображен гибрид боевого самолета и птицы, который находится в крутом пике. Если присмотреться внимательнее к рисунку самолета, то он напоминает американский самолет-разведчик SR-71 Blackbird. Эта уникальная машина пошла в серию в 1968-м году и была сделана на пике существовавших тогда технологий. SR-71 принадлежит абсолютный рекорд скорости в атмосфере - свыше 3500 км/ч. Такая скорость позволяла уходить от любых актуальных на тот момент зенитных ракет. Это единственный тип боевых самолетов, который советским зенитчикам не удалось сбить за все время войны во Вьетнаме. С другой стороны - крайне сложная в производстве и дорогая в эксплуатации штука. Вообще говоря, SR-71 ни на кого не пикировал - это разведывательная машина, в задачу которой в первую очередь входила аэрофотосьемка с большой высоты. Рисунок на обложке принадлежит знаменитому дизайнеру рок-альбомов Роджеру Дину. Видимо, ему приглянулся футуристичный фюзеляж самолета и он решил пристроить его вариацию на обложку.
Пластинка записана следующим составом:
Burke Shelley - Vocals, bass, mellotron, piano
Tony Bourge - Guitar
Ray Phillips - Drums
Музыка на пластинке хоть и не содержит явные хиты, тем не менее сделана на очень высоком уровне. Открывающая Whiskey River напоминает локомотив, который, лязгая механическим частями, неторопливо, но уверенно катится своей дорогой. А в вагонах сидят добры молодцы из Budgie и распивают Whiskey, который льется как River? Есть в звучании что-то неумолимо-металлическое, хотя это, конечно же, никакой не металл, а очень тяжелый блюз-рок.
Следующая за ней Rocking Man звучит не менее увесисто, но уже содержит пространные импровизации в формате пуэр-трио.
Совсем коротенькая Rolling Home Again - очень битловская по настроению, акустическая мелодичная вещь, выдержанная в светлых тонах. Недаром группа какое-то время играла каверы на Beatles.
Еще более хороша прекрасная баллада Make Me Happy, к тому же она более оригинальная и разнообразна в плане аранжировки - пассажи Тони придают ей больше колорита. В какой-то момент добавляется добродушное пиано, а Барк Шелли радует мечтательным фальцетом. Обратил внимание, что мелодичные зарисовки от Budgie чаще всего очень короткие по хронометражу, в отличие от тяжелых вещей.
Hot as a Docker's Armpit сразу накатывает, как тяжелый грузовик. Темп то замедляется, то ускоряется, пока не переходит в галоп, где Тони Бордж показывает свое мастерство игры соло. Завершающий фрагмент - нечто такое, что станет потом типичным для большого числа хеви-металлических групп. Недаром музыка Budgie стала матрицей и примером для подражания для музыкантов уже из 80-ых. Такие "экскурсы в будущее" у них нет-нет да попадаются, надо только слушать внимательно.
Drugstore Woman - не блещет оригинальностью мелодии, да и музыка - типичный хард-блюз-рок, но только весьма тяжелый по звучанию. Но ...о чем может идти речь в песне, которая называется ..."Женщина из аптеки"?
"Женщина из Аптеки" плавно перетекает в небольшую импровизационную зарисовку Bottled, название которой можно перевести как "разлитое из бутылки". Что там все таки произошло?
Young Is a World - однозначный шедевр на этом диске. Романтичные мелодичные части чередуются с массивнымии риффами, и очень ностальгически красивыми мелодиями на гитаре. Тони Бордж - один из самых недооцененных гитаристов своего времени, выдает тут очень впечатляющую музыку. Хорошо подходит под настроение и меланхоличный голос Шелли, и меллотрон. Грустная и задумчивая кода завершает эту красивую вещь. Только из-за неё одной эту пластинку стоит послушать.
Завершающая Stranded не столь выдающаяся, более обычная для группы, где музыканты отдаются на волю волн блюз-роковой импровизации. Разве что очередной раз удивишься тому, насколько тяжеловесно им удавалось звучать в то время.
В целом - крайне добротный альбом, местами немного монотонный, но содержащий несколько выдающихся вещей.
На этом сегодня прощаюсь!
Всем мира, добра и хорошей музыки!
#budgie #hard rock #blues rock #squawk #рок музыка