Найти тему
Литература о жизни

"Размышления у парадного подъезда" Некрасова - анализ.

Само название стихотворения выдает искреннюю позицию автора и говорит нам о том, насколько поэт полон сострадания к бедным крестьянам-просителям. Он размышляет о них, душой сам вместе с ними находясь "у парадного подъезда". Он не поодаль от подъезда, не сторонний наблюдатель, не просто "о" нем, а именно "у" парадного подъезда, как все они. Автор лично ощутил их беспомощность, отчаяние, безнадежность.

Стихотворение удобно рассматривать, выделив его план:

  • I. Эпическая (повествовательная часть, показывающая определенное конкретное событие).

1. Сатирическое изображение парадного подъезда, его функции в обществе(завязка).

2. Появление мужиков-просителей и презрительный отказ их принять.

И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

(Это кульминация - она полна драматизма, особенно сильных эмоций). Здесь характер интонации иной - используется весь арсенал сентиментализма.

3. Переход к влиятельной особе.

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,

Обращение к знатному хозяину, который не любит принимать грязных холопов. Его сатирический портрет. (развязка). Конец эпической части.

-2

  • II. Лирическая, обобщающая часть

4. Обобщенный образ русских мужиков через обращение к родной земле, потом к Волге.

И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Главная эмоция в стихотворении
Главная эмоция в стихотворении

5. (относительно краткая концовка) Обращение к русскому народу в целом:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил, (...)

Как видим, от фрагмента к фрагменту резко сменяется интонация и даже тема. Как в музыкальном произведении, эти фрагменты ярко контрастируют между собой. Сначала звучит сатира - потом сильные чувства, мощное сострадание - затем вновь острая сатира - и в конце снова сентиментальный, сострадательный мотив, но обогащенный призывом к борьбе, надеждой на пробуждение народного протеста (не могу сказать иначе).

На уровне образов произведение также построено на контрасте - полная роскоши жизнь министра контрастирует с убожеством крестьян. Его абсолютное довольство - с их абсолютной безнадежностью.

Однако есть то, что объединяет обе крайние фигуры - это глубокий сон сознания (отсюда призыв "проснуться" обращенный, заметим, к обоим сторонам). В руководящей силе спит чувство долга и совести, а в страдающей стороне спит должное чувство справедливости и несогласия с общественным абьюзом. По сути, одни стоят других. Жертвы стоят своих эксплуататоров. Если сон жертвы закончится, разрушится ее внутреннее подсознательное согласие с этой реальностью, то она сможет изменить положение вещей. И доминируемые должны сами себе этот поступок, эту борьбу за самих себя и свое человеческое достоинство. Вот об этом стихотворение.