История человечества знает не только случаи кровопролитных войн и сражений между разными народами, странами, конфессиями. В боевых действиях с древних времен участвовали и животные. Правда, далеко не всегда по воле человека. Такой случай, когда столкновение с представителями животного мир произошло вопреки людскому желанию, имел место в ходе Первой мировой войны в октябре 1915 года. О нем рассказал доктор исторических наук Андрей Иванов.
Оккупированная Беловежская пуща
В 1915 году Германия и Австро-Венгрия, желая нанести поражение России и вывести ее из войны, сконцентрировали основные силы на Восточном фронте. В результате Горлицкого прорыва русские войска были вынуждены оставить Галицию и Польшу. Чтобы сохранить войска и не допустить прорыва вглубь территории страны, Россия была вынуждена оставить многие регионы, в том числе и Беловежскую пущу. Отходя с территории заповедника, русские вывозили или уничтожали все, что представляло ценность. Был разрушен и функционирующий на территории зубропитомник, а самих вымирающих зверей отпустили на свободу.
Зубро-немецкое столкновение
В то время как основные германские силы двинулись вперед — за отступающим русским фронтом, оккупационные отряды занялись прочесыванием лесов и установлением новых порядков. Когда вооруженный отряд немецкой пехоты наткнулся на стадо мирно пасущихся зубров, опешили и те, и другие. Зубры, выросшие на тихой заповедной территории, никогда не видели такого количества шумных вооруженных людей. Немцы же были изумлены размерами и свирепостью этих животных.
Возможно, все окончилось бы мирно, но командир отряда решил проявить себя как охотник на экзотических животных, а потому, вскинув винтовку, прицелился и выстрелил в одного из зубров. Попал или нет, понять никто не успел, так как теперь агрессию продемонстрировал звериный вожак. Вслед за ним на немцев бросилось все стадо. Часть перепуганных немцев отступила, другая часть приняла штыковой бой. Вести огонь со столь близких дистанций было бесполезно и небезопасно.
Может ли человек, пусть даже обученный и вооруженный штыком, противостоять огромному и рассвирепевшему животному массой почти в тонну? Вопрос риторический. Из немецкой роты уцелело едва ли 20 человек. Как сообщал No 45 журнала «Огонек» от 1915 года: «Лесные звери расправились с культурными зверями. Из рядов зубров выбыло штук восемь».
Правда, за своих немцы все же отомстили. Во многом благодаря их хозяйственной «деятельности», а позже попустительству польского правительства, популяция зубров в Беловежской пуще была полностью уничтожена. Ее удалось восстановить искусственно лишь после Второй мировой войны.