Найти тему
Объятия Отча

Как Господь ищет заблудшую овцу

Все знают евангельскую притчу о заблудшей овце. Господь оставляет девяносто девять праведников и отправляется на поиски одной заблудившейся овцы. А найдя её, радуется о ней больше, чем об остальных, незаблудившихся. Все знают, что под образом заблудшей овцы подразумевается грешник. О покаевшемся грешнике Бог радуется больше, чем о 99 праведниках. И все небо призывает сорадоваться с Ним! Но почему Бог ищет заблудшую овцу? Разве Он не знает, кто где находится?

Поиски овцы

Спросим об этом святителя Феофана Затворника, у которого есть книга "Мысли на каждый день". 1 декабря в церкви читался евангельский отрывок о заблудшей овце ( Лк, 1-15).

Святой так комментирует его. Конечно, Господь знает, где кто находится. Но если б дело было лишь в том, чтобы взять и принести заблудшую овцу! Тогда бы проблем не было, все грешники легко очутились бы в Царствии Божием.

Но ведь они не хотят туда идти! А Господь дал нам свободу. Некоторые говорят, Бог милосерд и не позволит никому мучиться в аду. Но ведь милосердие Божие не в том, чтобы насильно в рай всех впихивать, против их воли!

Значит, надо ещё суметь расположить сердце человека, привлечь его к Богу, пробудить в нем желание попасть в рай. А ведь это какая колоссальная работа!

"Грех - дело нехитрое" - есть такая пословица. Конечно, легче ведь зло творить и в ад идти. А в Царствие Небесное очень трудный путь ведёт. Вот все и выбирают, что полегче, и идут толпами в ад. Против воли своей? Нет, добровольно!

А человеколюбивый Бог сильно переживает из-за этого. Старается всех уговорить идти в рай тесным путем, посылает ангелов Своих к человеку. Но они, как правило, со слезами отходят от нас, потому что мы не слушаем их. Мы пристрастились к земному и ни о чем больше не хотим знать.

Способы поиска

Господь употребляет массу способов, чтобы "найти" заблудшую овцу. Надо чтобы человек обратился к покаянию, при этом не нарушив его свободу. Тут идут в ход многие способы. Снаружи : слова вразумления людей и даже взгляды, стечения различных обстоятельств. Болезни, потери близких, неприятности, унижения, скорби..

Изнутри - голос совести, различные ощущения и вразумления.

Вот сколько трудов предпринимает Господь для вразумления одного грешника! Чтобы он вдруг понял, что находится на краю бездны и поспешил уйти оттуда, пока живой. Но ведь человек все эти старания отметает! И предпочитает оставаться в страстях своих, даже на краю пропасти. Что ему эти все труды Бога ради него!

А ещё говорят : если бы Бог был милосердным, Он бы взял и просто так грешника ввёл в рай. Против его воли? Да, и желательно, без всякого труда с нашей стороны. А мы будем на печке, как Емеля, лежать, и нас, пожалуйста, прямиком в рай, без нашего согласия и усилия.

Но, оказавшись в раю, неподготовленными, каково будет наше состояние? Как у крестьянина, попавшего в высший свет. Неудобно, не комфортно. Да мы сами оттуда сбежим!

А Господь этого не хочет. Вот так и происходит закоснение во грехе. Тогда уже не пробить эту толщу никому. Ангелы плачут, Господь скорбит.. А мы?...