Найти тему
Банк Точка

Чем отличается ИП от ООО и как правильно зарегистрировать бизнес в налоговой

Когда вы выберете направление бизнеса и накопите стартовый капитал для его запуска, нужно будет зарегистрироваться как ООО или ИП. У каждого варианта свои особенности и преимущества. Важно правильно выбрать подходящий, иначе ваша деятельность в лучшем случае превратится в бюрократический кошмар, в худшем — приведёт к убыткам.

Задайте себе эти вопросы, прежде чем регистрировать своё дело.

Планируете запустить бизнес в одиночку или с партнёрами?

Допустим, вы планируете открыть кофейню. Форма организации бизнеса зависит от того, будете ли вы работать в одиночку или с партнёрами.

Если с партнёрами, выбрайте ООО. Только этот статус позволяет вести совместный бизнес.

Оформить ООО сложнее, чем ИП:

  • Если учредителей минимум двое, нужно провести собрание и запротоколировать его в присутствии нотариуса.
  • Собрать пакет документов: заявление на регистрацию, решение об учреждении ООО, приказ о назначении генерального директора и другие.
  • Внести уставный капитал — минимум 10 000 ₽. Это деньги, которые обязаны суммарно вложить все участники ООО.
На собрании учредителей должен присутствовать нотариус. Он подтвердит, что на встрече участники обсудили планы на бизнес, а не просто попили кофе
На собрании учредителей должен присутствовать нотариус. Он подтвердит, что на встрече участники обсудили планы на бизнес, а не просто попили кофе

Если начинаете бизнес в одиночку, можно выбрать ИП. Для регистрации нужно только написать заявление в налоговую и предоставить СНИЛС с паспортом. Никакого уставного капитала, приказов и других документов не нужно.

Закон разрешает открыть ООО в одиночку. Но обычно это оправдано, только если иного варианта нет: например, в статусе ИП не получится открыть ломбард, продавать крепкий алкоголь и оказывать услуги частного охранника. Для этих направлений бизнеса нужна государственная лицензия, которую выдают только юридическим лицам.

Как собираетесь вести бухучёт и собираетесь ли вообще?

Бухучёт — это документирование информации о любых расходах и доходах компании, зарплатах сотрудников, штрафах от госорганов.

ООО обязано вести бухгалтерский учёт. Бухгалтером может стать любой участник общества, либо можно нанять квалифицированного специалиста. Также разрешено одновременно быть генеральным директором, бухгалтером и единственным учредителем ООО. Каждый год до 31 марта в налоговую нужно отправлять бухгалтерские отчёты за прошлый год.

ИП не обязан вести бухучёт. Прибыль и затраты на бизнес нужно только записывать в КУДиР — Книгу учета доходов и расходов. Налоговая может потребовать её для проведения проверки. ИП может вести бухучёт для себя, чтобы контролировать денежный оборот бизнеса, но отчёты в налоговую предоставлять не нужно.

Это образец одной из страниц КУДиР. Заполнять её несложно: нужно просто вносить соответствующую информацию в разделы
Это образец одной из страниц КУДиР. Заполнять её несложно: нужно просто вносить соответствующую информацию в разделы

Вам нужен статус юрлица?

Юридическое лицо — компания, которая имеет в распоряжении имущество, которое не относится к личной собственности бизнесмена. В случае долгов и банкротства у юрлица заберут только активы организации. Например, если задолженность — 1 000 000 ₽, а стоимость имущества компании — 100 000 ₽, остальные 900 000 ₽ с личного имущества бизнесмена взыскать нельзя.

Учредители ООО получают статус юридического лица. Важное преимущество правовой формы — если работы и прибыли нет, можно написать заявление в налоговую о приостановке деятельности. Тогда не надо будет платить налоги, фиксированные взносы в фонд социального страхования и пенсионный фонд.

ИП — не юрлицо. Индивидуальные предприниматели платят страховые взносы, даже если прибыли нет. А за долги они отвечает в том числе и собственным имуществом. Например, даже если построили дачу задолго до того, как открыть своё дело, её могут забрать в счёт погашения долга.

Вам важно свободно распоряжаться всей прибылью?

На самом старте бизнеса вам может быть важно получать доход ежемесячно и иметь возможность тратить деньги на личные нужды без ограничений. Допустим, если вы взяли кредиты в банках, каждый месяц надо вносить обязательный платёж.

ООО не может свободно распоряжаться прибылью. Например, компания получила доход от продаж ноутбуков на 1 000 000 ₽. Эти деньги должны лежать на счетах в банке, но брать их на личные нужды нельзя. С них можно уплатить налоги, закупить очередную партию ноутбуков, закрыть задолженность по зарплате сотрудникам. Причем каждую трату надо документировать и отчитываться перед ФНС.

Пример одного из листов отчёта по бухгалтерскому балансу. Сюда надо скрупулезно записывать все траты. Ошибаться нельзя: это чревато штрафом от налоговой
Пример одного из листов отчёта по бухгалтерскому балансу. Сюда надо скрупулезно записывать все траты. Ошибаться нельзя: это чревато штрафом от налоговой

Прибыль между участниками ООО разрешено распределять не чаще одного раза в квартал. При этом с выплат придется заплатить 13% подоходного налога.

Если сам учредитель занимает любую должность в компании, он будет получать зарплату раз в месяц наравне с другими работниками.

ИП распоряжается доходами как угодно. Никаких ограничений нет. Заработали 500 000 ₽ — можно потратить как угодно, отчитываться перед налоговой не нужно.

Сколько времени и денег готовы вложить в регистрацию бизнеса?

Чтобы легально заниматься бизнесом, надо пройти государственную регистрацию. Для этого нужно отправить в налоговую набор необходимых документов и, возможно, оплатить госпошлину.

Регистрация ООО — госпошлина 4 000 ₽, если подаёте документы в бумажном виде. Бесплатно, если отправляете документы в электронном формате.

Регистрация ИП — госпошлина 800 ₽, если подаёте документы в бумажном виде. Бесплатно, если отправляете документы электронном формате.

В обоих случаях выгоднее подавать документы в электронном виде, но для этого понадобится квалифицированная электронная подпись. Она стоит примерно 1 500 — 3 000 ₽.

Компания по электронным услугам предлагает выпустить цифровую подпись за 3 000 ₽, но можно обойтись и без этих трат
Компания по электронным услугам предлагает выпустить цифровую подпись за 3 000 ₽, но можно обойтись и без этих трат

Для регистрации бизнеса проще и удобнее обратиться в банк Точка. Вот почему:

  • Не заполняете заявления и другие документы. Для регистрации ИП нужно предоставить только сканы паспорта, номера СНИЛС и ИНН. Для ООО ещё понадобится документ, подтверждающий юридический адрес: например, договор аренды и выписка о праве собственности на недвижимость. Заявление в налоговую и другие бумаги специалисты банка заполнят сами.
  • Не платите госпошлину. Документы в налоговую будут отправлены в электронном виде, поэтому госпошлину платить не нужно.
  • Не платите за выпуск электронной подписи. Банк поможет выпустить её бесплатно.
  • Не надо далеко ездить. Встречаетесь с менеджером банка в удобном для вас месте, отправляете сканы документов в Точку и ждёте, когда вам присвоят статус ИП или ООО. Обычно это происходит в течение 7 рабочих дней.

У вас будет личный кабинет на сайте Точки, где можно следить за ходом регистрации.

Каждый успешный шаг отмечается зелёной галочкой
Каждый успешный шаг отмечается зелёной галочкой

После оформления банк пришлет вам смс-уведомление и документы с регистрацией на электронную почту. С момента обращения в банк вы можете круглосуточно задавать вопросы службе поддержки.

Листайте дальше, если хотите бесплатно зарегистрировать Ип или ООО без бумажной волокиты.

АО "Точка Банк"