Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Если ли в рекламе знаменитость, значит, надо брать? Разбираем заблуждение на конкретных примерах!

АПЕЛЛЯЦИЯ К ЗНАМЕНИТОСТИ

Неформальная ошибка

А считает, что P. А — знаменитость. Следовательно, P. Обоснование убеждения тем, что его поддерживает знаменитость.

ПРИМЕР

«Известная актриса Астрид Макстар сказала, что горох вызывает рак. Так что я перестану есть горох!»

ПРИМЕР ИЗ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Этот аргумент настолько глуп, что его сторонники почти никогда не произносят его вслух. Но большинство рекламных кампаний с участием знаменитостей косвенно апеллирует к подобным рассуждениям: Дженнифер Энистон использует шампунь L’Oreal, поэтому мне тоже нужно его купить! (В конце концов, я этого достойна).

Andrae Ricketts/Unsplash.com
Andrae Ricketts/Unsplash.com

ОШИБКА

<…> статус знаменитости почти никогда не дает кому-либо права авторитетно высказываться по какому-либо вопросу. Даже если кто-то записал Хит Номер Один, это не дает им права участвовать в научной дискуссии, и мы также не обязаны прислушиваться к чьему-либо политическому мнению только потому, что их последний фильм имел успех.

КАК ОТВЕТИТЬ

Как и в случае апелляции к авторитету, следует потребовать подтверждения компетентности лица, на которое ссылается оппонент. Дженнифер Энистон может утверждать, что шампунь L’Oreal лучший — но она не трихолог. Конечно, из этого правила есть исключения. Если спортсмен поддерживает определенную марку кроссовок, его утверждения заслуживают некоторого доверия — в конце концов, для успеха в игре ему нужна хорошая обувь. Точно так же у Дженнифер Энистон могут быть такие великолепные волосы только потому, что она каждый вечер моет их шампунем L’Oreal (хотя я настроен скептически по этому поводу).

Robert Bye/Unsplash.com
Robert Bye/Unsplash.com

Впрочем, следует задуматься, действительно ли мнение знаменитости непредвзято: в конце концов, она получает за это гонорар.

ЗНАЧЕНИЕ

Люди склонны впадать в это заблуждение неосознанно. Они могут верить во что-то лишь потому, что так говорят знаменитости, но при этом мало кто ссылается на них в обоснование своего мнения (если произнести подобный аргумент вслух, он прозвучит явно абсурдно). Тем не менее, влияние знаменитостей весьма велико, иначе зачем их повсеместно привлекают в рекламные кампании?

«Статус знаменитости почти никогда не дает кому-либо права авторитетно высказываться по какому-либо вопросу. Конечно, из этого правила есть исключения. Если спортсмен поддерживает определенную марку кроссовок, его утверждения заслуживают некоторого доверия — в конце концов, для успеха в игре ему нужна хорошая обувь».

Отрывок из книги Майкла Уити «Убеждай и побеждай! Гайд по безукоризненной риторике и железной логике» (12+)

«Спор – это искусство, сравнимое с игрой в шахматы, – утверждает президент Йельского клуба дебатов Генри Чжан. – Следовательно, легко проигрывают те игроки, которые не понимают ни правил, ни тактики».

Искусство спора – это жизненно важный навык. Овладев им, вы не только научитесь видеть изъяны в аргументации, – как собственной, так и аргументации оппонента – но и сможете противостоять манипуляциям со стороны тех, кто заинтересован убедить вас в заведомо ложных теориях или внушить идеи, противоречащие вашим собственным интересам.

Убеждай и побеждай – это системное руководство для тех, кто хочет освоить искусство успешной аргументации. Последовательный разбор логических ошибок на примерах из жизни и популярной культуры укажет на способы их преодоления, научит применять эффективные контраргументы и отстаивать собственные интересы в жарких переговорах.

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Купить книгу Майкла Уити «Убеждай и побеждай! Гайд по безукоризненной риторике и железной логике» можно по ссылке: https://go.ast.ru/a000muj

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

«Про себя надо обязательно что-то скрывать». Почему людям порой так трудно понять друг друга?

Основная ошибка популярных книг по психологии: что на самом деле мешает нам быть счастливыми?

Почему аргумент: «Это плохо, потому что неестественно» не работает?

«Все так говорят!»: аргумент или глупость?