Найти тему

Николай Конгаров: лечение ВИЧ-инфицированных в наших общих интересах

Сегодня, 1 декабря, отмечается Всемирный день борьбы с синдромом приобретенного иммунодефи­цита – ВИЧ/СПИДом. Традиционно к данной дате проводится много просветительских и диагностиче­ских мероприятий: медики и представители общест­венных организаций в который раз рассказывают о мерах профилактики, о важности своевременного выявления заболевания и современных возможно­стях медицины в лечении ВИЧ-инфицированных. К сожалению, несмотря на все эти меры, заболевае­мость не снижается. Какова ситуация в Хакасии, и действительно ли сегодня ВИЧ-инфекция – уже не смертный приговор? Об этом «Абакан» попросил рассказать главного врача ГБУЗ РХ «Республикан­ский центр профилактики и борьбы со СПИД» Нико­лая КОНГАРОВА.

– Николай Семенович, в России наблюдается рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией, часть экспертов даже говорит об эпидемии ВИЧ. Все действительно так страшно? Какая ситуация складывается в Хакасии, и много ли в нашем регионе зарегистрировано ВИЧ-инфицированных граждан?

– Отвечу на ваш вопрос словами главного внештатного специалиста по ВИЧ-инфекции Министерства здравоохранения РФ, руководителя Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом, доктора медицинских наук Алексея Мазуса. 10 ноября 2021 года в Новосибирске состоялась научно-практическая конференция «Реализация мер по противодействию ВИЧ-инфекции в СФО», где с докладом выступал и Алексей Мазус. Эксперт отметил, что в настоящее время против РФ ведется агрессивная информационная атака, в том числе и в плане вопросов, касающихся распространения ВИЧ-инфекции – специально снимаются фильмы, циклы передач, через которые до зрителя в постоянном режиме доводится, что, мол, «Россия погрязла в эпидемии ВИЧ-инфекции, по темпам роста больных сравнялась с Африкой». Все это не соответствует действительности, Алексей Мазус привел в качестве примера такие цифры. В РФ проживает порядка 146 млн человек, в Южно-Африканской республике – порядка 60 млн человек. При этом количество больных ВИЧ в РФ – 0,8 млн человек, в ЮАР – 7,8 млн человек. Распространенность заболевания (сколько человек с ВИЧ в расчете на
100 тыс. населения) в РФ – 575, в ЮАР – 13 тыс., то есть, порядок цифр даже сравнивать нельзя. Сегодня в нашей стране организован эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией, большой скрининг – обследование населения на инфекцию. До ковида мы ежегодно обследовали 30% от населения региона на ВИЧ. Естественно, пандемия внесла коррективы в нашу работу, столь масштабный скрининг в современных реалиях провести сложно.

С 2015 года в стране наблюдается стабилизация в плане роста заболеваемости. В 2015 году в РФ было выявлено свыше 100 тыс. человек с ВИЧ-инфекцией, в 2016–2018 годах – порядка 86 тыс. человек, в 2019
году – на уровне 80 тыс. человек. В 2020 году из-за коронавирусных ограничений количество обследований и, соответственно, выявлений новых случаев заболевания резко снизилось.

По распространенности ВИЧ-инфекции Сибирский федеральный округ сегодня занимает второе место в РФ, на первом – Уральский. В СФО на 100 тыс. населения 879 человек с ВИЧ-инфекцией, в УФО – 920 человек с ВИЧ на 100 тыс. населения. При этом средний показатель по РФ в целом – 486 ВИЧ-инфицированных на 100 тыс. населения. Таким образом, мы проживаем в одном из самых пораженных ВИЧ федеральных округов. Однако в СФО входит 10 субъектов, в том числе такие регионы, как Иркутская, Кемеровская, Новосибирская области, Красноярский, Алтайский края, которые являются «лидерами» по пораженности ВИЧ на уровне РФ. По данным на 1 ноября, за 10 месяцев текущего года в Хакасии выявлен 251 ВИЧ-инфицированный, показатель заболеваемости (то есть, сколько выявлено новых случаев заражения ВИЧ в расчете на 100 тыс. населения) в регионе составил 46,7, в среднем по СФО такой показатель в полтора раза выше – 68,4. Только в республиках Алтай и Тыва ситуация лучше, чем у нас, у наших соседей показатель заболеваемости в 2020 году был даже ниже, чем в среднем по РФ. Однако мы не должны успокаивать себя тем, что у нас ситуация лучше, чем у других субъектов СФО, уровень заболеваемости все равно высокий, при этом миграция населения идет постоянно: кто-то переезжает, молодежь выезжает в указанные субъекты на учебу и возвращается в Хакасию.

Новых случаев заражения ВИЧ, естественно, больше выявляется в городах, где сосредоточено больше населения. Так, за 10 месяцев текущего года в Абакане было выявлено 77 случаев (в прошлом году за тот же период было 66), в Черногорске – 36 случаев (в прошлом году – 27), в Саяногорске – 32 случая (было 23). Города и близлежащие к ним населенные пункты и дают в основном прирост заболеваемости.

– Николай Семенович, раньше считалось, что в группе риска по ВИЧ, в первую очередь, наркоманы. Сегодня это уже не так?

– Сегодня в плане заражения ВИЧ-инфекцией мы говорим не о группах риска, а об уязвимых группах. Можно сказать, что сегодня мы все относимся к уязвимым, потому что основной путь передачи ВИЧ-инфекции теперь не наркотический, а половой. Статистика установленных путей заражения ВИЧ-инфекцией в Хакасии такова: 76% – половой, 22% – наркотический. Многие могут про себя отметить, что «я не изменяю своему супругу/партнеру, следовательно, мы не в группе риска». Однако ни один человек не может отвечать за свою «вторую половинку», так что уязвимы все, кто живет половой жизнью.

Особо уязвимы потребители психоактивных веществ (но их не так много), женщины, оказывающие сексуальные услуги за плату – эта категория лиц хотя бы регулярно проходит обследования, понимая опасность заражения. С молодежью проводится большая работа по информированию о мерах профилактики инфекции. Однако они не слушают ни родителей, ни педагогов, рано начинают вести половую жизнь и, к сожалению, есть случаи инфицирования несовершеннолетних.

За 10 месяцев 2021 года в Хакасии из 151 выявленных ВИЧ-инфицированных 125 – люди в возрасте 40 лет и старше, соответственно, остальные – это граждане в возрасте от 20 до 40 лет, то есть люди самого работоспособного возраста. Многие из них работают, есть студенты, причем вузов, то есть, это вполне благополучные граждане, и говорить, что ВИЧ-инфекция грозит лишь маргиналам, неверно.

По данным на 1 ноября, в Хакасии живет с ВИЧ-инфекцией 1 764 человека. Мы смогли уговорить встать на диспансерный учет 1 667 из них (95%). Говорю «смогли уговорить», потому что согласно законодательству заставить лечиться медики не имеют права. Согласились лечиться 1 365 человек (82%) из тех, кто состоит на учете. Тех граждан, кто не состоит на учете, мы даже найти не можем – отправляем запросы, однако эти люди скрываются, не хотят вставать на учет и пройти лечение.

– Получая лечение, ВИЧ-инфицированный может жить много лет?

– Сегодня, если человек вовремя узнал о заболевании и вовремя начал лечение, ВИЧ-инфекция превращается в хроническую болезнь. Если пациент выполняет назначения врача и принимает лекарственные препараты, то имеет все шансы дожить до старости. При этом для пациентов все лечение бесплатное – за счет бюджета, федерального и регионального.

Все граждане из числа тех 1365 человек, что состоят у нас на диспансерном учете и согласились лечиться, получают пожизненную высокоактивную антиретровирусную терапию. Схемы лечения врачами разрабатываются индивидуально для каждого больного – исходя из состояния его здоровья, непереносимости каких-то препаратов и многих других факторов. Раз в квартал они проходят диспансерное наблюдение и сдают анализы. Если схема лечения подобрана верно и человек выполняет все рекомендации врача, то можно добиться такого результата, что количество вируса в крови падает до уровня, который не определяется современными лабораторными методами. В этом случае мы говорим о неопределяемой вирусной нагрузке. Однако это не значит, что человек полностью выздоровел, вирус есть в клетках, и если прекратить терапию, то уровень вируса в крови снова будет расти.

– Получая лечение, ВИЧ-инфицированные женщины могут родить здорового ребенка – это правда?

Сегодня благодаря антиретровирусной терапии больные ВИЧ-инфекцией могут родить здоровых детей, в Хакасии много таких примеров. Да, есть такие случаи, когда ребенок рождается с ВИЧ – это случается, когда женщина отказывается от лечения, не приходит на назначенные приемы, в результате наши сотрудники, сотрудники перинатального центра ездят, разыскивают их и пытаются убедить лечиться, чтобы родить здорового ребенка – зачастую наши просьбы игнорируют. Призывы к совести, угроза лишения родительских прав на таких женщин не действуют, так как в большинстве случаев это социально неблагополучные гражданки. На сегодняшний день в республике 30 детей, родившихся с ВИЧ-инфекцией. Стараемся их лечить, но здесь снова все зависит от мам – насколько они ответственно будут выполнять рекомендации врачей. А этого, к сожалению, не происходит. В 2021 году родили 36 женщин с ВИЧ, в прошлом году от ВИЧ-инфицированных матерей родились 18 детей.

Лечение вич-инфицированных важно,ведь, не только для сохранения здоровья и жизни конкретного человека. Если нам удается добиться положительного результата при лечении ВИЧ-инфицированный человек становится менее опасным в плане заражения других людей, нам удастся прервать цепочку заражений, что в интересах всего общества.

Ольга КАРАЧАКОВА

Фото из открытых источников