Найти тему
Art Witch

Андрей Красулин: практика, процесс, срез

Недавно в МОММА прошла ретроспективная выставка Андрея Красулина скульптора-монументалиста, близкого к авангарду. На протяжении всего творческого пути художнику удавалось быть в стороне от власти: СССР и Красулин существовали, не замечая друг друга. Именно этим и интересно его творчество, отличающееся от всего наследия ХХ века.

Андрей Красулин в своей мастерской
Андрей Красулин в своей мастерской

Творческий метод Красулина – эстетизация ошибок, случайных движений линии на холсте или в скульптуре. При этом многие его «случайные» ошибки – плод аналитического осмысления формы, и сложное преобразование пластических объектов. Поступая на скульптурный факультет, художник не желал создавать официальные памятники и «лепить пиджаки», как тогда говорили. В раннем периоде творчества Красулин создает собственный узнаваемый стиль, для которого характерны отказ от портретного сходства, стремление изобразить метафизическую форму объекта и тяготение к наивному искусству.

Легкость металла

Андрей Красулин. Рельеф.1979. Листовое железо
Андрей Красулин. Рельеф.1979. Листовое железо

Подготовительные наброски к проекту «Древо жизни», созданном в 1970-е годы становятся отдельными художественными объектами. Металлические листы кажутся легкими и хрупкими, и такая двойственность восприятия обусловлена как будто бы случайными прорезями и отверстиями. Фактурная поверхность листа вызывает ассоциацию с луной или планетами, что дополняет смысл произведения.

Архаические формы

Андрей Красулин. Герой. 1974. Бронза
Андрей Красулин. Герой. 1974. Бронза

Андрей Красулин использует иллюзию – на первый взгляд кажется, что «Герой» срублен из дерева, хотя на самом деле отлит из бронзы. В 1970-е годы автор обращается к библейским сюжетам и мифологии, сочетая упрощенные лапидарные формы со знаковыми элементами, позволяющими угадать персонажа. Эту функцию в скульптуре выполняет лавровый венец – неизменный атрибут победителей в греческой мифологии. Однако наличие венца отсылает и к образу Иисуса Христа с терновым венцом на голове. В разгадке смысла поможет название скульптуры - автор имел в виду все-таки головной убор из лавра. Герой изображен здесь без лица, поэтому становится вневременным образом, типажом, но не конкретной личностью.

Андрей Красулин. Портрет. 1965. Бронза
Андрей Красулин. Портрет. 1965. Бронза

Все портреты Красулина напоминают ритуальные маски. Такое тяготение к архаическим формам, напоминающим то греческое наследие, то этрусское – отличительная черта его работ в 1960-е годы. Кажется, что это найденные при археологических раскопках объекты, но не советское искусство. Увлечение древним наследием и примитивизмом –влияние модернизма и авангарда. Скульптор никогда не зашлифовывает свое творение так, что нельзя угадать движения его руки – наоборот, он обнажает процесс собственной работы.

Андрей Красулин. Рельеф из серии «Театр». 1969. Гипс, песок
Андрей Красулин. Рельеф из серии «Театр». 1969. Гипс, песок

Увлечение архаикой продолжается и в более поздних работах скульптора. В конце 1960-х Красулин создает декоративные панно для вестибюля Тульского театра. Основной сюжет вполне ожидаем – художник изображает театрализованную процессию. Творческие поиски к этому заказу ценны для автора сами по себе, и в них он ищет не столько композиционные решения, сколько экспериментирует с различными материалами. Основная тенденция монументальной скульптуры того времени – «уплощенные» формы, но скульптор как будто искусственно состаривает изображения, делая некоторые части рельефа совсем плоскими, будто бы стершимися от времени. Его изображения похожи одновременно и на греческие рельефы периода архаики, и на шумерские скульптуры.

Андрей Красулин. Архитектурный рельеф. 2000. Гипс, песок
Андрей Красулин. Архитектурный рельеф. 2000. Гипс, песок

В более поздний период творчества Красулин продолжает работать над барельефами. Часто это не эскизы, а штудии для изучения художественной формы. Скульптор вновь возвращается к теме греческой классики и обращается к волюте – архитектурно-пластическому элементу, который представляет собой орнаментальное преобразование волны.

Инвалиды войны

Андре Красулин. Портрет отца. 2010-е. Акрил на холсте
Андре Красулин. Портрет отца. 2010-е. Акрил на холсте

К теме войны скульптор стал часто обращаться после портрета отца, созданного в 1992 году – он был ветераном, и вернулся с фронта без ноги. Неоднократно Красулин обращался к этому сюжету и в живописи, изображая человека, повернутого к зрителю спиной. Такой прием делает образ вневременным и неперсонализированным.

Андрей Красулин. Из проекта «Инвалид». 2020. Бронза
Андрей Красулин. Из проекта «Инвалид». 2020. Бронза

«Инвалиды» Красулина – молчаливые стражи катастрофы и памятник умолчанию. Его герои не имеют портретных черт и являются воплощением жертв всех войн одновременно. Несколько раз советское правительство вывозило инвалидов из Москвы. Например, такая акция прошла в очередной раз в связи с Олимпиадой-80. Для тех, кто пострадал на фронте исключений не делалось. Символом слепого и кощунственного «очищения» города становится проект «Инвалиды» – они сурово являют миру свое существование. Серия была выполнена к выставке «Госзаказ», и её идея нашла свое продолжение в создании книги, подготовку которой скульптор ведет совместно с супругой, писательницей Людмилой Улицкой. Она говорила о важности этой задачи: «Отношение здоровых и полноценных людей к инвалидам зачастую выдает и нашу собственную неполноценность моральную. Неполноценность и личную, и социальную, и общегосударственную. Черствость, доходящая до жестокости. Равнодушие, граничащее с преступлением. И здесь многие вещи надо заново обдумать, и многое изменить не только в общественном сознании, но и в общественном устройстве».

Отказ «лепить пиджаки»

Андрей Красулин. Эскиз памятника В.Высоцкому. 1981. Листовой металл
Андрей Красулин. Эскиз памятника В.Высоцкому. 1981. Листовой металл

Помимо творческих поисков и небольших форм Красулина интересуют и монументальные скульптурные формы – в 1981 году он участвует в конкурсе на создания памятника Владимиру Высоцкому. Его эскиз получил вторую премию, но так и не был реализован. Художник обращается к одному из самых известных символов в мировой культуре – кресту. Его нижняя часть напоминает и форму человеческого тела – это и крест, и распятие одновременно. Красулин подчеркивает роль Высоцкого как нового мессии советской культуры, а обращение к христианской символике отсылает к безвременью.

Андрей Красулин. Бронза о Мандельштаме. 2006-2007.
Андрей Красулин. Бронза о Мандельштаме. 2006-2007.

Памятник Осипу Мандельштаму тоже не был реализован в городском пространстве, однако часто экспонировался на выставках. Красулин не желал создавать официозные памятники, поэтому в скульптуре-инсталляции художник не воссоздает облик поэта, а визуализирует саму поэзию. Несмотря на то, что этот объект сложно воссоздать в музее (для него требуется несколько тонн песка), культурные институции все равно идут на этот шаг, что говорит о высокой художественной ценности проекта «Бронза о Мандельштаме».

Андрей Красулин с супругой, писательницей Людмилой Улицкой
Андрей Красулин с супругой, писательницей Людмилой Улицкой

Скульптура Андрея Красулина является не только произведением искусства, но открытой творческой лабораторией. Искусство в данном случае выступает не в качестве эстетического объекта, а как инструмент познания мира. Для русской культуры скульптор является одной из самых значимых фигур, так как в его творчестве выражаются идеи, не привязанные к национальным школам и временным рамкам.

История
388,6K интересуются