Найти тему
COWABuNGA!

Шедевры советской мультипликации - мультики, любимые с детства! часть 3.

Есть среди мультфильмов особо милые сердцу, поучительные и с добрым посылом - те, на которых мы выросли, даже воспитывались! Здесь, в этой статье, сегодня вспомним именно такие. С которыми напрямую связана святая пора - наше детство!

Сейчас дети имеют возможность круглосуточно лицезреть на плоских экранах ТВ произведения мультипликаторов и даже выбирать из них что они будут смотреть здесь и сейчас, ведь тематических каналов на кабельном телевидении десятки! Раньше же мультфильм по телевизору гарантированно приковывал детские взгляды, и не важно было детский он или ориентированный на более взрослую аудиторию - смотрели всё, ведь мультик же, а на него попасть уже было мини-праздником! А при выкрике из соседней комнаты "Беги сюда быстрее! Мультик пропустишь!" мы неслись, сломя голову, к выпуклому экрану, чтобы не упустить ценных секунд любимого зрелища.

1. "Самый маленький гном" (1977-1983).

Мультфильм представлял их себя цикл из четырёх серий о приключениях обаятельного гномика Васи, в которых он помогал лесным жителям выпутываться из трудных ситуаций (чаще всего спасал от Волка) по назиданию своих бабушки и дедушки. Пращуры Василия то и дело сидели перед телевизором, при этом бабушка вязала, а дед вспоминал свои былые сказочные похождения. Основой сюжета становились уже хорошо знакомые сказки: в первой части Вася помог спастись от Волка трём поросятам, семерым козлятам и Красной Шапочке; во второй части своим мелким товарищам - Мальчику-с-пальчику, Дюймовочке и Маленькому Муку; в третьей же части спасать пришлось уже Волка от хулиганистого детины Козлёнка, нарастившего силу не по годам, и пользовавшегося ей не по принципам Шао-Линя (обижал всех встречных), - ну что сказать, - сын козлиный; а в четвёртой Вася уже действовал сообща с Волком, вызволяя из беды наивного Петушка, преданного своим другом Котом.

Козёл беспардонный, но модный чрезвычайно
Козёл беспардонный, но модный чрезвычайно

Классный кукольный мультик, являющийся своего рода ремейком классических сказок, с добрым посылом и главной мыслью доносящий до зрителей то, что не важен твой рост и размеры, а имеет значение твои намерения и то, что у тебя в душе.

2. "Пёс в сапогах" (1981).

Мульфильм-мюзикл, очевидно взявший за основу сюжет романа Дюма "Три Мушкетёра", только представленный в мире собак и кошек и в котором невероятно много пели! По любому случаю там звучала песня: собаки-мушкетёры куда-то идут - поют; кошки Кардинала беснуются - поют; овечки пасутся - поют; летучие мыши несут письмо - поют... Все поют) И это кому-то нравилось, а кого-то раздражало. Меня как-то по настроению, но в целом этот мультфильм любил.

Музыкальной составляющей занимались по больше части группа "Рок-Ателье", руководимая Крисом Кельми, а также Николай Караченцов, озвучивший главного героя - пса Д'Артаньяна. Вообще озвучкой этого мультфильма занимались очень достойные артисты: помимо Караченцова, это были Валентин Гафт (Атос), Ирина Муравьёва (болонка Констанция), Лев Дуров (рыбацкий пёс), Василий Ливанов (пёс-сыщик).

3. "Пластилиновая ворона" (1981).

Само название говорит о стиле исполнения - из пластилина. Мультфильм представляет из себя сборник из трёх серий: "О картинах", где рассказывается о таких жанрах как натюрморт, портрет и пейзаж; "Игра", в которой была показана детская забава с закрыванием глаз руками, а при открытии обнаруживая для себя всё новые и новые детали окружающего мира; и "А может, а может..." наиболее запомнившееся детям прикольной песенкой Геннадия Гладкова с пластилиновым видеорядом к ней с переиначенной версией басни "Ворона и Лисица".

Последняя часть, на мой взгляд, была самой яркой благодаря постоянно меняющейся картинке, демонстрирующей некий визуальный абсурд, понятный либо детям, либо накуренным) если смысл первых двух составляющих альманаха заключён в знакомстве с художественными стилями и удивительной красотой окружающего нас мира со всем его многообразием, которое мы зачастую не замечаем, то мораль мультика "А может быть ворона..." вообще довольно шуточная, и авторы заключили её в последних строчках:

Не стойте и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите
Там, где идёт строительство
Или подвешен груз.

Так-то правильно сказали, но, очевидно, пошутили, притянув её буквально за пару секунд, поскольку нельзя сказать, что сюжет прям-таки об этом и повествовал.

4. "Кот в сапогах" (1968).

Если "Пёс в сапогах" был интерпретацией романа о мушкетёрах, используя в названии уже хорошо знакомый людям образ животного в такой вот обуви, то "Кот в сапогах" - это самая что ни есть классика сказочного жанра. Этот мультфильм был снят по мотивам одноимённой сказки Шарля Перро и рассказывал о том как обделённый наследством младший из братьев получил награду гораздо большую, чем казалось. Подаренный ему Кот был на выдумку силён и смекалист, что позволило стать бедному его владельцу ни кем иным как Маркизом Карабасом! Затем, одолев самого Людоеда, предоставил его замок своему хозяину и женил того на королевской дочери. Всем бы такого котика)

"Чьи это поля? - Маркиза, маркиза, маркиза Карабаса!" "Мяу-мяу-мяу, тебя я понимяяу..." "...Если хочешь быть здоров....Бубубу..." Наверное, никто сейчас не подумал "о чём пишет этот парень??", ведь этом мультфильм любим многими, а песенки и фразы оттуда узнаваемы.

5. "Вовка в Тридевятом царстве" (1965).

Абсолютный топчик в мире мультфильмов - для меня так и только так! Собирательная история про раздолбая Вовку, в которой поучаствовало множество сказочных персонажей, помогая ему обрести внутренний стержень, ответственность и самостоятельность.

Сказочный царь показывал образец трудолюбия вопреки своей, казалось бы, лентяйской должности; Старуха и Золотая рыбка из одноимённой сказки тоже воспитывали тунеядца Володю; затем премудрые искусницы науками пытались вразумить строптивого юнца; Двое из Ларца - это вообще отдельный прикол)) Два увальня, делавшие, вроде бы, всё в точности как их просят, но как-то через одно место - в сборной России по футболу напоминали их братья Березуцкие (кстати, после их ухода из футбола стало понятно, что лучше их у нас и нет защитников).

ну, что-то есть
ну, что-то есть

И только утомившись от нелепости действий Братьев из Ларца Вовка решил взять ситуацию в свои руки, вооружившись инструментом и смастерив новое корыто для старушки. Это был его первый шаг к самостоятельности, которую он начал в себе уважать и ценить, что и являлось главной моралью этого мультфильма!

6. "Бременские музыканты" (1969).

Бременские музыкансты без петуха
Бременские музыкансты без петуха

Известная двухсериечка на основе сказки братьев Гримм об антропоморфных зверях-музыкантах из славного города Бремен, пересказанный в вольном стиле. Этот мультфильм, помимо истории о приключениях, дружбе и любви, даровал множество хороших детских песен, актуальных даже для взрослых. Бывало же, что идёшь такой куда-то или выполняешь рутинные действия и напеваешь "Ничего на свете лучше нееетуу...", "Говорят мы бяки-буки, как выносит нас земля..", "Ох, рано встаёт охрана..."? Песни Геннадия Гладкова и Юрия Энтина под довольно современные ритмы великолепно исполнил Олег Анофриев.

А сюжет вкратце могу описать так: бродящие артисты в составе Осла, Кота, Собаки, Петуха и под руководством модника с гитарой Трубадура во время концерта около королевского замка обрели симпатию Принцессы, а с лидером труппы и вовсе пробежала искра любви. А далее целью странствий стало похищение королевской дочери (с её согласия), попутно давая концерты и напевая песни. Харизматичными персонажами явились разбойники, прообразами которых стали Трус, Балбес и Бывалый, исполненные в комедиях Гайдая Георгием Вициным, Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым. Кто же явился прототипом Атаманши - дамы видной и колоритной, каких называют гром-бабами, я не знаю до сих пор. Но что-то есть от персонажа Нонны Мордюковой из к/ф "Женитьба Бальзаминова".

-9

Разбомбив разбойничий лагерь, бродячие артисты нарядились в их костюмы, похитили короля и сами же его спали, только уже избавившись от костюмов злодеев. Ну и всё - здравствуй, герой Трубадур, добро пожаловать во дворец.

Казалось бы, безобидный мультфильм подвергался критике с точки зрения цензуры, которая видела в нём пародию на советское общество.

7. "По следам бременских музыкантов" (1973).

Новый герой в этой части - Сыщик
Новый герой в этой части - Сыщик

Продолжение истории о бродячих артистах из Бремена также было встречено критиками как пародия, только уже не на общество, а на западные и отечественные ВИА, а главным образом - на власть (песни "куда идёт король - большой секрет") и даже конкретно подозревался намёк на то, что Принцесса своим легкомысленным поведением призвана натолкнуть зрителей на мысль, что это речь о дочери Брежнева Галине. О как) Паранойя - дело такое...

С точки зрения сюжета эта часть явилась логическим продолжением своей предшественницы - Король нанял крутого Сыщика, похожего внешне на Николая Караченцова, чтобы вернуть похищенную дочь. И тот её возвратил домой, после чего папа захотел выдать её замуж за одного из заграничных певцов, которыми вскоре прикинулись музыканты Трубадура (явно пародируя популярных зарубежных исполнителей 70-х). В общем, Принцессу вновь похитили по её желанию и уехали под овации восторженной концертом публики и преследования Короля и Сыщика, чтобы жить вольно,долго и счастливо.

Также, как и в первой части, мультфильм содержал множество песен, ставших популярными. "Мы к вам заехали на час...", "Луч солнца золотого...", "Работники ножа и топора - романтики с большой дороги". Я вот даже дочь кормил, напевая "Скушай, деточка, яичко диетическое", и, знаете, кушала охотнее обычного) Примечательно, что Анофриев по словам Гладкова на волне успеха словил звезду, и исполнителем многих партий в этой части стал Муслим Магомаев.

8. "Приключения поросёнка Фунтика" (1986-1988).

-11

Опять же мультфильм, продолжительность которого выходит за рамки одного действия и составляет 4 серии: "Неуловимый Фунтик", "Фунтик и сыщики", "Фунтик и старушка с усами", "Фунтик в цирке".

Очень интересный мультик с забавными и яркими своими характерами персонажами. Из него мы под задорное звучание мини-гармошки узнали как хорошо бродить по свету с карамелькой за щекою)) Главная злодейка тетралогии Госпожа Беладонна владела магазинчиком с говорящим о её характере названием - "Слеза ребёнка". Она была жадна до крайности, эгоистична, цинична, хитра и коварна. Заставляла Фунтика обманывать детей, собирая под жалостливую историю деньги на "домики для бездомных поросят". Под гнётом совести Фунтик сбежал от противной старушки, отчего та натравила на него начальника полиции, лизоблюдствовашего перед богатой и властной госпожой - жиза. Благо, что Фунтик встретил цирковых артистов: доброго и честного Дядюшку Мокуса и обезьянку Бамбино, которые помогали ему уйти от преследования и даже обличить натуру Госпожи Беладонны перед общественностью.

противная мужеподобная старушка
противная мужеподобная старушка

Мне "Приключения Фунтика" понравились тем, как юмор вперемешку с иронией и насмешками над отрицательными человеческими качествами доносится до зрителя через характер героев. Хорошо демонстрируя чем оборачиваются алчность, узурпаторство и подхалимство. Ну и, как обратная сторона, ставятся в пример честность, открытость и доброжелательность.

9. "Федорино горе" (1974).

Поучительная история о важности трудолюбия и опрятности по мотивам сказки Корнея Чуковского. Женщина неопределённого возраста по имени Федора была ещё та неряха, запустившая хозяйство до того, что все её вещи и домашняя утварь, устав от невыносимой грязи и наплевательского отношения к себе, покинули её. Дружная колонна посуды, мебели и бытовых приборов, напевая в унисон о невозможности дальнейшего пребывания в таких условиях, ушла куда подальше, оставив хозяйство тараканам. И только спохватившись всего, чего она лишилась, Федора взяла себя в руки и преобразила избу с помощью уборки, да и себя саму, взяв за правило поступать так и впредь. Тараканов прочь - посуду в дом! Вся утварь, узнав о сокрушениях своей хозяйки и о её исправлении вернулась, после чего мы увидели совершенно иное хозяйство, нежели в начале мультфильма.

10. "Дядюшка Ау" (1979).

Дядюшка Ау
Дядюшка Ау

Главный герой этого мультфильма понравился мне сразу своим экстравагантным видом - мелкий, с одним зубом, в нелепой шляпе и постоянно ворчащий дед) Ворчать голосом Василия Ливанова вообще эффектно - жизненно так, по-дедовски. А вообще Дядюшка Ау нелюдимый лесовичок, вроде домового. Но тем не менее, сумел подружиться с девочкой Риммой, ставшей его проводником в мир людей.

Фантазия авторов тоже весьма порадовала, поскольку в мультфильме встречались интересные персонажи (например плотоядное дерево, побеждённое дихлофосом), забавные ситуации ( разговор со своим отражением; опись имущества, чтобы убедиться в том, что ворон на дереве раньше не было; поливка дерева супом; знакомство угрюмого нелюдима с городской жизнью). Но главное, что даёт понять этот мульт - это то, что каким бы ворчуном ты ни был, дружба очень важна, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной ситуации!

Вот что хорошего можно сказать после написания трёх статей: классных советских мультиков ещё мнооого, что хватит ещё не на одну статью!) Поэтому подписывайтесь на канал Shang-Tsung Года, где о детстве, пришедшемся на #90-е годы уже написано более 90 статей и обязательно будут ещё! Читайте также:

"Быстрей к телевизору! - Мультик пропустишь!" Советские мультфильмы, на которых мы выросли. часть 1.

"Быстрей к телевизору! - Мультик пропустишь!" Советские мультфильмы, на которых мы выросли. часть 2.

Олдовейшие мульты 90-х, которые мало кто вспомнит!;)

Поистине олдовые мультсериалы начала 90-х!

Наши любимые мультсериалы 90-х! Disney часть 1.

Наши любимые мультсериалы 90-х! Disney часть 2.