Как говорится, ничто не предвещало беды. Вроде бы в сёлах и деревнях Красноярья, несмотря на скверную осень, всё складывается удачно...
С хорошими показателями закончили уборочные работы полеводы. В 20-х числах ноября губернатор А. В. Усс посетил ряд новых сельскохозяйственных объектов, имеющих большую перспективу, работающих на будущее нашего края, в том числе и магазин при заготовительном пункте. В ассортименте - продукция из дикоросов, традиционные мясные и молочные продовольственные товары, деликатесы.
Большая группа начинающих фермеров получила поддержку из бюджета края на создание и развитие бизнеса в сельской местности благодаря национальному проекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Широким фронтом идёт подготовка к чествованию на краевом совещании работников агропромышленного комплекса 2 и 3 декабря передовиков, добившихся наилучших показателей в 2021 году.
Портит всё, как всегда, небольшая деталь. В данном случае - небольшой чиновник, буквально застопоривший грандиозное поступательное движение. Заместитель руководителя службы по ветеринарному надзору Красноярского края разослал в адрес руководителей краевых государственных учреждений ветеринарии письмо за номером с-97-1556 от 25 ноября 2021 года. В нём чётко сказано, что убой животных и первичная обработка продуктов убоя для последующей их реализации возможны только на убойных пунктах малой и средней мощности.
В переводе на русский это означает: подворный забой и полученная при этом мясная продукция для реализации на рынках (базарах), а также другим предприятиям для последующей переработки запрещена.
История этого вопроса уходит в прошлое. Решением комиссии Таможенного союза N 880 от 9 декабря 2011 года был утверждён технический регламент "О безопасности пищевой продукции". Часть первая статьи 19 чётко гласит, что убой продуктивных животных производится в специально отведённых для этой цели местах.
Россия, не торопясь,- уже в лице министерства сельского хозяйства - приказом от 12.03.2014 года утвердила "Правила в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности".
После чего про эту проблему как бы и позабыли. Но если её как бы и нет, то вполне логично, что исполнительная власть, в том числе и нашего края, не принимала конкретных мер для строительства либо оборудования убойных цехов. Депутаты разных уровней не забивали себе этим голову при рассмотрении бюджетов.
Дело ведь не только и не столько в строительстве цехов. У них должен быть хозяин, ведь кого будут наказывать контролирующие органы? Должна быть шаговая доступность и не кусачие цены за услугу. Какая роль при этом отводится органам местного самоуправления? По существу, должен быть общественный сельский договор, и он почти сродни "мусорной реформе".
И вот здесь, уважаемые читатели, мне очень хочется привести выдержки из недавних предвыборных программ наших ведущих политических партий.
"Единая Россия". Развитие села, 18 пунктов. Пункт 4: "Обеспечить поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП) в сельском хозяйстве. Линии поддержки: упрощение административных требований к ведению микро- и малого бизнеса; льготное кредитование; перераспределение мер господдержки сельхозпроизводителей с крупных на небольшие хозяйства и фермеров; расширение грантовой поддержки сельхозпроизводителей; помощь в кооперации личных подсобных хозяйств вокруг опорного фермера; предоставление сельским поселениям права отбора получателей помощи и распределение между ними средств, направленных на развитие малого бизнеса..."
КПРФ. Шаг третий. Продовольственная безопасность. "У нас есть всё, чтобы в достатке обеспечить страну высококачественным, экологически чистым питанием... Поддержит фермеров и крестьянские подворья... Реализация нашей программы откроет крестьянам доступ к городским рынкам и торговым сетям..."
Как специалист сельского хозяйства хорошо понимаю, что политические агитки и ветеринарные требования - вещи абсолютно несовместимые и несопоставимые. Увы, жить нам и зарабатывать на хлеб насущный, хочешь - не хочешь, приходиться на основании ветеринарных требований, а не звонких лозунгов. И потому той и другой стороне надо срочно встречаться и вырабатывать вместе приемлемое решение.
Также хорошо понимаю, кто пробил в высоких кабинетах вопрос убойных цехов. Крупные торговые сети люто ненавидят сельскую "мелочь". Веками крестьяне со своего подворья кормили себя, царскую армию, белых и красных, врагов и партизан. А на исходе советской власти - школы и детские садики, армию и заключённых. И никто при этом не болел от некачественной пищи, никто не травился.
Воскресенье, 28 января 2022 года, станет для очень многих крестьян "чёрным воскресеньем". И надо же, так совпало, что нынче это - начало Рождественского (Филиппова) поста. Оказывается, чиновник-то наш - благодетель, решил приучить людей поститься. Уж простите, дорогие читатели.
А если серьёзно, то кто оплатит те расходы, что уже понесли крестьяне? Я знаю несколько примеров, когда ветврачи провели предубойный осмотр, затем хозяин забил животное, а те же ветврачи отказались проводить анализ и клеймение. Ведь о запрете производить убой вне убойных пунктов не знали ни главы сельсоветов, ни районные отделы сельского хозяйства.
Жутко смотреть на пустые продовольственные прилавки. Возникает вопрос: для чего вертикаль власти? Кому она нужна?
Если рассуждать здраво, то после того, как вышел приказ министерства сельского хозяйства России N 72 от 12 марта 2014 года, в крае должна была развернуться огромная работа. План действий должен был быть рассмотрен Законодательным Собранием - с обозначением переходного периода. Нужны средства, нужен экономический расчёт. А как быть с логистикой, как связать всё это с той же Красноярской агломерацией? И, повторяюсь, какова в этом роль местного самоуправления?
У нас, в Красноярском крае, есть чем гордиться. Производство, кадры, сельскохозяйственная наука. Есть министерство сельского хозяйства и торговли, губернатор. Мы же часто слышим, как говорит Александр Викторович: "Я за селян!"
Если совершена ошибка, надо её признать. Если вроде как и деваться некуда, то тогда пора сообща начинать разгребать завалы, хотя, честно признаюсь, многое в данном регламенте утопического.
Анатолий КАРАБАРИН.
Фото автора.
Уярский район Красноярского края.