Вчера в Театре Рассказа в Доме писателя вручали сертификаты людям, окончившим курс "Расскажи свою историю". Группа Натальи Олейниковой, которая получала эти первые в их театральной практике документы, по-настоящему сильная.
Люди в нее пришли образованные, увлеченные, интеллигентные. Поэтому так легко примеряют на себя любой сценический образ. Но случайный зритель, к которому я себя (после длительного перерыва в занятиях) отношу, не может увидеть, какой за каждым выходом на импровизированную сцену стоит колоссальный труд. Это только на словах легко: прочитал произведение, пропустил через себя характер персонажа, заучил реплику (если точно знаешь, что не умеешь импровизировать), вышел, рассказал. А попробуйте-ка сами, вот так, с колес, выйти перед публикой и выдержать мизансцену! Легко? То-то.
Первый этап длительной работы над собой студийцы преодолели с честью. "Расскажи историю" - это не просто литературно-художественный пересказ уже давно знакомых и незнакомых литературных произведений, это работа над собой. Над тем, что где-то там, внутри, мешает выстраивать коммуникации, понять и принять себя. И здесь главное - найти поддержку среди своих, еще вчера бывших тебе незнакомыми людей, получить одобрение или профессиональный совет педагогов - Натальи Олейниковой и Игоря Иванова, дипломированных психологов с огромным опытом работы.
Сколько судеб прошло через их Театр - не сосчитать! При самых скромных подсчетах, за 10 лет, что Театр существует в нынешнем виде, это - более трех тысяч человек. И каждому из них педагоги старались помочь наводить мосты - от человека к человеку. И найти еще один, главный, путь - к себе. А он, чаще всего, проходит через тернии.
Когда вы смотрите из зрительного зала на диалоги, которые разыгрывают перед вами на сцене, вам и в голову не может прийти, что актеры увидели тексты 10-15 минут назад. Удивлены? А теперь посчитайте в уме, сколько времени потребовалось бы лично вам, чтобы вступить в диалог с собеседником, которого вы видите первый раз в жизни? Да даже если и не в первый, завязать беседу бывает очень нелегко.
Педагог-психолог Наталья Олейникова учит своих студийцев вытаскивать наружу самые лучшие человеческие качества - эмпатию, вовлеченность в диалог с открытым сердцем, доброту. Она из тех людей, которым можно доверить абсолютно все, и почувствовать, как она - при помощи слов! - гладит вас по голове. И она же учит сопротивляться обстоятельствам, которые стоят барьером на вашем пути. Раздвигать их руками, как тучи. И двигаться вперед и только вперед.
Наверное, поэтому их с Игорем Сергеевичем Ивановым воспитанники одинаково легко могут сыграть на сцене "Братьев Карамазовых" Достоевского и рассказы Шукшина, такие как "Беспалый и "Чудик". Их связывает тема "маленького человека", который не может найти себе место в этом мире, потому что носит Бога в душе, а найти для себя безопасный, уютный угол, где бы можно было выпустить его наружу - не может. Вот и мечется в потемках на пути к свету.
Как рассказывают сами студийцы о своем опыте "рассказывать истории"? Что им дает Театр? Елена: " Я смогла прожить обстоятельства героини, которые моей природе не свойственны". Юрий: "Я думал, выходя на сцену, что у меня будет грустный рассказ, но оказалось, он такой веселый". Надежда: " Это поразительно, как это получается, слова текста сами вспоминаются, я ничего для этого не делаю, просто живу". Вадим: "Мне интересно было посмотреть, как один и тот же текст воспринимается по-разному всеми героями". Зоя: "Это удивительно, я только что страдала на сцене, а сошла с нее и - вдруг я уже другая, в другом состоянии".
Установка на действие - это установка на образ. Но и он, как оказалось, может вытаскивать вас из одного измерения и переносить в другое. Как?
Как вчера призналась одна из воспитанниц Натальи Олейниковой Елена: "Сегодня у меня весь день болела голова. Но когда я вышла на сцену, я забыла о головной боли. Она отступила".
Негатив отступает, когда человек начинает творить. Когда он обращается к кому-то с добрым словом, завязывает с ним разговор, он будто бы протягивает руку дружбы этому человеку.
Его ответный ход? Пожать ее!