Основатель рекламного агентства Zeytz Александр Зейтц о том, как он использует программы государственной поддержки бизнеса — и насколько сложно в них участвовать.
Эксперт:
Александр Зейтц
основатель рекламного агентства Zeytz. Компания занимается полиграфией, наружной рекламой, брендированной одеждой и POS-материалами. Обеспечивает промопродукцией Burger King, KFC, «Додо Пицца» и другие сети ресторанов.
Zeytz с 2014 года создаёт промоматериалы для ресторанных сетей. Во время пандемии в 2020 году агентство пострадало вместе со всей отраслью общепита: в апреле выручка компании упала на 35% относительно апреля 2019-го. В пандемию агентство перестроилось на снабжение ресторанов защитными масками — это помогло оплачивать аренду офиса и выдавать зарплаты сотрудникам.
По статистике Росстата, в 2019 году закрылось около 2000 предприятий по производству рекламной продукции, а открылось — лишь 100. «Наша отрасль считается одной из самых депрессивных — количество игроков на рынке уменьшается, а конкуренция возрастает. Чтобы выжить, многие агентства уходят в digital», — рассказывает Зейтц. Компания могла бы просуществовать три месяца на резервные средства, но Александр не хотел оставлять бизнес без финансовой подушки. Поэтому в самый трудный момент обратился за кредитом по программе Господдержка 2.0.
«Наши клиенты — ресторанные сети — вошли в список наиболее пострадавших отраслей экономики. Оставалось надеяться, что после снятия карантина, в результате отложенного спроса, мы вернёмся к прежним финансовым показателям и даже перерастём их. Но мы решили всё же заручиться поддержкой, хотя для нас это было в новинку», — объясняет Александр.
Создаём подушку безопасности для бизнеса: 5 советов аналитиков
Как Zeytz получила льготные кредиты на 6,5 млн ₽
В апреле Zeytz оформила два займа — из трёх банков выбрали Сбер. По словам Александра, там предложили более комфортные условия по процентам, а менеджер банка всегда был на связи.
Сначала воспользовались программой кредитования предприятий из пострадавших отраслей под 0% на выплату заработной платы: привлекли 3,5 млн рублей. Деньги ушли на зарплаты сотрудников и связанные с ними отчисления государству — на другие цели тратить этот кредит нельзя. Ещё 3 млн рублей взяли по программе «Господдержка 2%» под 2% годовых, чтобы пополнить оборотные средства.
Об этих мерах поддержки компания узнала из обращения президента, после чего финансовый директор вместе с Зейтцом отправили заявку на сайте Сбера. В банк Александр ездил только раз — подписать договор после одобрения займа.
Как правило, кредит по программе господдержки перечисляют отдельными траншами ежемесячно. Транши рассчитываются на основе платёжных ведомостей. Первый транш поступил на счета Zeytz в июне. Затем кредитные деньги приходили один-два раза в месяц после отправки в банк ведомостей на выплату зарплат или другие расходы.
39 500
кредитных соглашений на 102 млрд ₽ заключено по программе
кредитования предприятий из пострадавших отраслей под 0%
226 000
кредитных соглашений на 443 млрд ₽ заключено по программе
«Господдержка 2%»
Источник: Минэкономразвития России, декабрь 2020
Прежде чем оформить займ, финансовый директор просчитал риски компании — у Zeytz они оказались незначительными: 5% от выручки и 10% от дебиторской задолженности. Компаниям, у которых финансового директора в штате нет, Александр Зейтц рекомендует обратиться к специалистам на аутсорсе.
Одним из условий программы «Господдержка 2%» было то, что кредит списывается вместе с процентами, если компании удалось сохранить 90% сотрудников по сравнению с численностью на 1 июня 2020 года. Если сохранить 80–90% штата, государство погасит половину долга. Если останется меньше сотрудников, деньги придётся отдавать, причём тремя платежами, а не в течение нескольких лет, а проценты начислят не по льготной ставке, а по обычной.
«В течение года Zeytz полностью сохранила штат сотрудников, поэтому, как обещает государство, весь наш кредит полностью спишут без погашения процентов», — говорит Анна Соловьева, финансовый директор Zeytz.
Не видите поддержку, а она есть: программы госпомощи для малого бизнеса
Как бизнесу получить поддержку по программе «Господдержка 3%»
Чтобы поддержать компании в кризис, правительство утвердило новую программу: с 1 ноября по 15 декабря 2021 года бизнес может получить кредит «Господдержка 3%» по ставке 3% на срок до 18 месяцев.
Сумма займа зависит от количества сотрудников, работающих в компании. Можно получить отсрочку оплаты основного долга и процентов на 6 месяцев, а с 7-го — выплачивать всё равными частями. Деньги разрешено направить на расходы, связанные с бизнесом, в том числе на выплату зарплат. Например, на расширение бизнеса, аренду помещения и закупку товаров.
Воспользоваться кредитом могут ИП или юрлица при соблюдении трёх условий:
① Есть наёмные работники.
② Получали кредит по программе «Господдержка 2%».
③ Ведёте деятельность в одной из 11 отраслей, которые признаны наиболее пострадавшими от пандемии. К ним относятся гостиничный и ресторанный бизнес, кинотеатры, туризм, организация конференций и выставок и другие.
Ставка 3% действует весь срок кредита, при условии, что в течение этого времени компания сохранит 90% штата. Кроме того, в этот период нельзя выплачивать дивиденды, выкупать собственные акции и доли в уставном капитале, направлять кредитные деньги на благотворительность. При нарушении требований кредитная ставка станет рыночной (какой — зависит от условий договора с банком).
Как Zeytz возвращает затраты на образование сотрудников
Офлайн-реклама всё больше уступает диджиталу. Чтобы увеличивать выручку на падающем рынке, Александр Зейтц стремится работать с крутыми специалистами. Ещё до пандемии Zeytz регулярно вкладывалась в обучение сотрудников на курсах повышения квалификации и в бизнес-школах. Так, сотрудники финансового отдела изучали за счёт компании финансовый менеджмент в МИРБИС.
48 сотрудников
работают в Zeytz. Больше половины из них получили дополнительное
образование за счёт компании
С помощью субсидий для московских предпринимателей компания возвращала 13% от затрат на обучение персонала. В 2021 году программу улучшили: документов требуют вдвое меньше, а вернуть можно до 95% «образовательных» расходов. Есть два лимита — 10 млн рублей на организацию или ИП в целом и 120 тысяч рублей на одного работника.
«Образование — статья расходов, на которой в нашем бизнесе экономить нельзя. Лучше мы обучим наших сотрудников и они уйдут, чем мы их не обучим и они останутся, но будут некомпетентными», — объясняет Зейтц. Оттока кадров предприниматель не боится — даже уходя из компании, многие продолжают сотрудничать с Zeytz, но уже в другом качестве, например как производители.