В 40 километрах от Анапы, в живописном месте Крымского района Краснодарского края тихо поживает станица Гладковская.
Расположена станица среди невысоких гор. Окружают её дубовые леса с солнечными полянами, голубыми озёрами, родниками и грязевыми целебными фонтанчиками.
Часть склонов отвоёвана у леса под виноградники. Тёплый, мягкий климат, практически бесснежные зимы позволяют выращивать здесь знаменитые французские сорта винной ягоды.
Обычно станицы на Кубани – это большие благоустроенные поселения с развитой инфраструктурой и растущим количеством жителей. Станица Гладковская является исключением.
Численность её населения только уменьшается и сейчас в станице проживает всего 274 человека. Треть из них – пенсионеры, четверть – дети и остальные (полторы сотни жителей) – трудоспособного возраста.
Однако до войны Гладковская процветала.
Первые дома в этом месте появились в 1899 году в период интенсивного освоения Кубанских земель. Несколько семей из хутора Благовещенского (ныне станица Благовещенская) переехали на выделенный им участок и обосновались вблизи от родника. Его чистой водой пользовались местные жители многие десятилетия. И даже сейчас, имея магистральный водопровод в доме, станичники ходят к роднику. Вкус его воды ни с чем несравним.
Новое поселение казаки назвали хутор Ново-Благовещенский.
В 1904 году на средства прихожан в хуторе построили церковь и начальную школу. Вскоре населённый пункт получил статус станицы и новое название – Гладковская. По местному преданию наименование станице дано в честь Осипа Михайловича Гладкого, атамана Задунайской Сечи и Азовского Казачьего войска.
На центральной площади, напротив церкви, красовалась управа, две лавки, базарные ряды.
На праздники в Гладковской устраивались ярмарки с каруселями и развлечениями, осмотр лошадей. До Революции в станице было 200 домов и не менее тысячи человек населения.
После Революции, гражданской войны, раскулачивания и голода население станицы сильно поубавилось. Церковь закрыли, кресты сняли, драгоценную утварь вывезли. Через пару лет в её обезглавленном здании открыли клуб. Во время оккупации помещения использовали под конюшню, после войны – под колхозный склад зерна. В 50-е годы храм окончательно разобрали, на месте церковного двора поставили домик с сарайчиками, на площади посадили тополя.
Сейчас в станице построили новый храм. Тополям провели санитарную обрезку. Под их сенью поставили детскую площадку.
В предвоенные годы началось укрупнение населённых пунктов. Из соседних маленьких хуторов население перевезли в Гладковскую. Исчезли десятки хуторов, окружавших Гладковскую – Рыбалкин, Николаевский, Псебские, Олешко, Зоненко и другие. Зато станица так и осталась густонаселённым, дружным местом, где все жили в труде и мире, пока не пришла Великая Отечественная Война.
Станичников призвали на фронт. Мирное население попало под каток оккупации. В этой прекрасной местности проходил оборонительный фашистский рубеж "Голубая линия". Дома и сады станичников были сожжены дотла. Фашисты разобрали все каменные постройки для мощения дорог, забрали всю живность. Станичники прятались в лесах без крова и еды. В окрестности станицы привозили детей, подростков, женщин из Новороссийска, Славянского и Темрюкского районов и расстреливали.
В память об этих событиях с Гладковской поставлена уникальная скульптура – женщина, защищающая ребёнка.
После войны многие жители уехали в Новороссийск. Станица стала пустеть и немного воспряла лишь в конце 60-х, когда земли Гладковской перешли в винсовхоз "Аврора". Совхоз специализировался на выращивании винограда, активно строил жильё и социальные объекты для тружеников.
В постсоветское время в Гладковской закрылись школа, медпункт, клуб. Остались лишь частные домовладения да совхозные коттеджи на два хозяина, из инфраструктуры уцелели магазин и почта. В школу детей возит автобус в близлежащие хутора - Садовый и Павловский.
Из Крымска до Гладковской три раза в сутки ходит рейсовый автобус. Работу местные жители находят на предприятиях Крымского и Анапского районов.
Местная жительница рассказала, что в начале 90-х в станицу приезжали застройщики из Мангышлака и Сургута. У них были планы возвести в этом заповедном уголке благоустроенные дома для своих рабочих и служащих уходящих на пенсию. Но что-то пошло не так и планы по возрождению Гладковской осуществить не удалось. Население станицы продолжало неуклонно уменьшаться, затем процесс пошёл быстрее и с начала этого тысячелетия оно сократилось в два раза.