Найти тему
GQ – мужской журнал

Сэмюэл Росс и Вирджил Абло: «Мы не просто модой занимаемся, а искусством»

Основатель марки A-Cold-Wall* встретился со своим наставником, креативным директором Louis Vuitton и магистром коллабораций, чтобы поговорить о том, каково быть дизайнером в 2019-м и зачем нужны учителя.

Сэмюэл Росс и Вирджил Абло
Сэмюэл Росс и Вирджил Абло

Вчера, 28 ноября ушел из жизни известный дизайнер, основатель Off-White и креативный директор мужской линии Louis Vuitton Вирджил Абло. Причиной смерти стал рак – сердечная ангиосаркома, с которой он боролся с 2019 года. В память о невероятном таланте Вирджила публикуем его беседу с Сэмюэлем Россом.

Сэмюэл Росс – создатель и креативный директор стритвир-бренда A-Cold-Wall* – выиграл грант Британского модного совета и GQ. Теперь у дизайнера есть 150 тысяч фунтов на развитие марки и год участия в программе поддержки молодых талантов. A-Cold-Wall* обошли не одну британскую марку: в соревновании участвовали Wales Bonner, Edward Crutchley, Cottweiler, Liam Hodges и Daniel W Fletcher, однако жюри (в состав которого вошли в том числе главный редактор британского GQ Дилан Джонс и креативный директор Dior Men Ким Джонс) отдало предпочтение именно Россу. Спасибо грамотно составленному бизнес-плану с четкой концепцией. Стритвир в исполнении Росса получается как никогда близок к высокой моде, так что большие надежды, которые жюри возложило на Сэмюэла, должны привести как минимум к фэшн-революции.

Сэмюэл Росс
Сэмюэл Росс

Росс родился и вырос в небольшом городе Уэллингборо в Нортгемптоншире в семье мигрантов из Бенина во втором поколении. Начинал свой путь в моде с продажи поддельных кроссовок Nike, а параллельно учился на графического дизайнера и подрабатывал в Макдоналдсе.

Все изменилось в 2012-м, когда на аккаунт Росса в инстаграме наткнулся Вирджил Абло – основатель Off-White и будущий креативный директор Louis Vuitton. Абло предложил Россу стажировку. С тех пор эти двое остаются близкими друзьями, причем Вирджил играет роль наставника и почти никогда не пропускает показы своего подопечного. Чтобы отпраздновать грант Росса, Абло встретился с ним в штаб-квартире Louis Vuitton в Париже и поговорил обо всем – от того, как зародилась их дружба, до того, каково быть дизайнером в современном мире.

Сэмюэл Росс и Вирджил Абло
Сэмюэл Росс и Вирджил Абло

Вирджил Абло: Я хорошо помню, как увидел твой профиль в инстаграме – да, я использую инстаграм как рабочий инструмент вроде LinkedIn. Мне было достаточно увидеть шесть снимков, чтобы осознать твой потенциал. Ты тогда работал над какой-то графикой с желтым фоном и черным текстом. Кажется, я написал тебе в директ. Я до сих пор так делаю. Если мне кто-то нравится, то я просто пишу напрямую и предлагаю поработать вместе.

Сэмюэл Росс: Мы встретились еще до того, как ты запустил Off-White в 2012-м. Ты тогда работал над проектом Show Studio x Pyrex Visions. Мне кажется, что в тот период ты как будто залег на дно – про тебя мало что было слышно. И да, я помню, как мы списались в инстаграме, а потом переключились на рабочую почту. Мне тогда показалось, что в этом так много официоза (смеется). Мы же оба промышленные дизайнеры по профессии, вот нам и казалось, что общаться по почте – это правильно, нас ведь так учили.

Вирджил: Что касается меня, то я точно знаю, что почти всему научился у своего главного наставника – Канье Уэста. Я начинал работать с горящими глазами, как и ты. Поэтому в наших работах сейчас есть настоящая сила. Когда ко мне приходят устраиваться на работу, я всегда предлагаю для начала поработать три месяца. За это время сразу становится ясно, если человек просто хочет получить все и сразу, потому что в начале нет никакой награды – только тяжелая работа.

Когда я начинал, у меня не было возможности создавать одежду, зато я мог быть диджеем, подрабатывать графическим дизайном – я ни от чего не отказывался. Я мог придумать дизайн для чего угодно – от компакт-диска до футболки. Для работы мне хватало ноутбука и моей головы, и тут – ты только представь – я нахожу тебя, точно такого же парня с идеями и ноутбуком. Мы начинаем работать вместе и вот уже делаем в два, а то и в три раза больше всего. Мне не нужен был ассистент – я вообще не использую это слово, оно скорее про человека, который таскает вещи и все такое (смеется). Мне нужен был напарник, с которым мы могли бы сотрудничать на равных. Одним из наших первых проектов, еще до Off-White, было возрождение Hood by Air, помнишь?

Сэмюэл: Конечно, ты только вспомни, сколько всего мы тогда делали. Сотни набросков в день. Мы тогда были в этом состоянии, которое называют «потоком». Идеи рождались одна за другой, сменяли друг друга и выстраивались в единую концепцию. Это было просто потрясающе, творчество в чистом виде.

Вирджил: Ты, кстати, был моим первым стажером. Мы тогда еще только договаривались о запуске Off-White в Милане, и по факту в компании работал только один человек.

Сэмюэл: Я тогда почувствовал, что скоро все изменится, бросил все, чтобы работать с тобой. Я столько о тебе читал и понимал, что твоя главная идея – дать что-то новое молодому поколению. Мне тоже хотелось рискнуть и быть частью этого. Я до этого работал в дизайн-студиях, и к тому моменту уже осознал, что это не мое.

Вирджил: Я беру ответственность за тех, кто работает со мной. В конце концов, я помню, как сам начинал. Если, скажем, речь идет о зарплате, я хочу, чтобы она была достойной. Моим сотрудникам должно хватать на оплату квартиры, и за это отвечаю я. И даже если проект оказывается не самым прибыльным, как это было с Hood by Air, то он хотя бы должен быть значимым для твоего портфолио. Мне кажется, что это очень важно – брать ответственность за таланты, которые ты взращиваешь.

Сэмюэл: Слушай, деньги, конечно, важны, но это не самое главное. Ведь шесть или семь лет назад мы уже понимали, что впереди нас ждет нечто большее. Это уже витало в воздухе.

-4

Вирджил: Знаешь, мне просто не хочется быть таким типичным дизайнером, который работает за закрытой дверью, ни на секунду не расстается с сигаретой и вообще ведет себя как придурок. Я раньше думал, что обязательно быть именно таким, а потом понял: главное – хорошо делать свою работу, а не манерно растягивать слова. И вся история с наставничеством, с работой в команде – это все про разрушение стереотипов об индустрии. Нет ничего плохого в том, чтобы работать сообща, помогать друг другу.

Сэмюэл: Наша главная задача – изменить взгляд на то, каким должен быть современный дизайнер, показать, что он может создавать не только одежду, что он может работать сразу в нескольких направлениях.

Вирджил: То, как мы работаем, то, что мы создаем, помимо одежды, – все это делается не ради шоу. Это не маркетинговый ход, мы просто так видим творческий процесс. Например, инсталляции для показов Off-White – это не реклама одежды Off-White, а самостоятельное произведение.

Мне кажется, что очень важно найти себе наставника. Ко мне столько ребят подходят на улице и спрашивают, как им попасть в мир моды и дизайна. Я всегда отвечаю, что им нужен напарник/наставник, который разделит их идеи. Ну и нужно просто что-то делать.

Сэмюэл: Еще нужна вера в то, что ты делаешь. Мы же все время чем-то рискуем. Если ты не готов вкладывать в это все свое время, силы и деньги, то, скорее всего, это просто не для тебя.

Вирджил: Да, нужно просто кинуться в омут с головой. Мы сейчас пожинаем плоды нашего труда. И хотя никто не удивился предложению работать в Louis Vuitton сильнее меня (наверное, у тебя было то же самое с участием в Неделе моды в Лондоне), мы изначально ощущали свой потенциал. Признание достижений извне – вот то, что сейчас происходит. Но внутри мы и сами давно это знаем. И это дает мне надежду, что люди еще увидят скрытые смыслы за одеждой A-Cold-Wall*, перестанут видеть в тебе просто еще одного классного дизайнера-однодневку.

Сэмюэл: Мы стараемся передать смыслы. Вообще наша задача – это общаться, как можно больше рассказывать миру.

-5

Вирджил: А еще важно, чтобы было единое профессиональное сообщество. На дизайнерах вообще-то лежит ответственность. Наши предшественники – Мартин Маржела, Хельмут Ланг, Рей Кавакубо – вкладывали смысл в то, что делали, как и мы. Поддержка коллег очень важна. Вспомните антверпенскую шестерку – на мой взгляд, так и должны работать дизайнеры. Мы же создаем одежду не для отдельных людей, а для целого поколения. Нас не так много, не думаю, что нам нужно бесконечно соревноваться. Мы – единый коллектив, пусть и с очень разными историями.

Сэмюэл: Это такой очень комплексный подход. Наше поколение дизайнеров и художников говорит на одном языке, и неважно, создаешь ты мебель или инсталляции. Мы работаем сообща, мы перерабатываем идеи прошлых поколений для поколений будущих. Все в жизни циклично, и мы – часть этого цикла.

Вирджил: Еще важно, что в нашем поколении стало меньше ярлыков. Я не расцениваю себя как черного дизайнера, не воспринимаю Грейс Уэльс Боннер как женщину-дизайнера. Есть таланты, шоу, силуэты, истории. Есть сообщество.

Сэмюэл: Вокруг меня много ребят, которые подкидывают новые идеи. В эпоху интернета возможностей стало так много, не проблема самостоятельно научиться чему угодно. У меня есть стажер Иствуд. У него сейчас открылся первый шоурум в Париже, он уже успел поработать с Converse. Лет 10 назад для 18-летнего парня это было чем-то недосягаемым, но не теперь. И я очень серьезно отношусь к своим подопечным, потому что считаю, что важно учить других, передавать знания. Чем больше ты делишься, тем больше растешь.

-6

Вирджил: Когда я смотрю на людей, которых считаю своими учителями – Дитера Рамса, Ле Корбюзье, – я вижу, как именно они повлияли на меня. Они помогли мне двигаться в нужном направлении. Они были уверены в том, что делают. Недостаток уверенности порождает паранойю. Я работаю только с яркими индивидуальностями, не подпускаю к себе банальных людей.

Кстати, ты читаешь отзывы о своих работах?

Сэмюэл: Иногда читаю. Мне хочется как можно яснее доносить до покупателя свои идеи, поэтому если критика справедливая, то я ей внимаю. В то же время я воспринимаю свою работу как путешествие, в которое я беру зрителей. Если учитывать всю критику, то путешествие, может, и станет более комфортным, но его цель не в этом. А вообще важно, что у людей есть возможность выразить свое мнение. Диктатура – это все-таки не про нас.

Вирджил: Да, критика важна, но для меня важнее то, как ее выражают. И опять же, я в первую очередь концентрируюсь на своих внутренних ощущениях, а не на том, что мне говорят окружающие.

Думаю, что мы становимся свидетелями новой эпохи в искусстве и творчестве. Ясно станет лет через 30. Но мне кажется, что мы делаем что-то новое. Практически переворот совершаем.

Сэмюэл: Да, показы, коллекции – это всего лишь форма. Наполнение идеями – вот что важно. Мы не просто модой занимаемся, а искусством.

Автор: Teo Van Den Broeke

Перевод: Дарья Могильникова