Когда воспитываешь ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, то больше всего хочешь, чтобы болезнь ушла, испарилась, растворилась, исчезла. Чтобы твой ребёнок стал здоровым.
Сколько всего того проходят родители с детьми с ограниченными возможностями здоровья, чтобы помочь своему ребёнку и улучшить его жизнь.
Родители пытаются помочь ребёнку справиться со сложностями, которые у него возникают, начиная с самого младенчества. И когда дети маленькие, это особенно обострённо и запоминается на всю жизнь.
Как правило, проблемы младенческого возраста для родителей самые актуальные и требующие незамедлительного решения. Чем раньше начать решение проблемы ребёнка, то есть коррекцию, тем больше вероятности, что в дальнейшем данная "проблема" у ребёнка скорректируется или уйдёт.
Но когда в младенческом возрасте у ребёнка один симптом накладывается на другой, а к ним присоединяется ещё и третий, четвёртый, и пятый... То буквально не знаешь, как подступиться ко всему этому. И начинаешь искать какие-то центры для занятий, коррекционные детские сады, логопедов, дефектологов и других специалистов.
Так было у меня, когда я от всех наложившихся друг на друга симптомов (у сына с рас), не знала, как к ним подступиться, что делать? И первый вопрос у меня был:
- Что я делаю не так?
Я раньше не понимала, что это не от меня зависит.
* * *
Раньше мне казалось, что я никогда не услышу слово "мама", но я услышала.
Раньше мне казалось, что не будет нормальной речи, но речь появилась.
Раньше мне казалось, что эта гиперактивность никогда не закончится, но она закончилась.
Раньше мне казалось, что повторение одного и того же никогда не закончится, но уже заканчивается.
Раньше мне казалось, что он не услышит меня, но он услышал и даже прислушивается.
Раньше мне казалось, что никогда не будет вести диалог, но стал вести диалог.
Раньше мне казалось, что у ребёнка не будет самостоятельности, но самостоятельность пришла.
Раньше мне казалось, что ребёнок не сможет никуда пойти без меня, но он стал ходить один, самостоятельно.
Раньше мне казалось, что, чем старше будет становиться ребёнок, тем сложнее будет выход в общество, но стало легче.
* * *
Остались ещё многие нерешённые вопросы, для которых понадобится время и даже годы. Ведь для освоения и закрепления каких-либо жизненных навыков ребёнку с рас или с овз требуется гораздо больше времени.
Я, как мама ребёнка с овз понимаю сейчас, что коррекция происходит постоянно, она не заканчивается и не закончится ни завтра, ни послезавтра, ни через год.