Найти тему
Журнал не о платьях

"Или из ме­ня вый­дет дух, или сверк­нёт в го­ло­ве и бу­дет ин­сульт". Разговор с Александром Градским 17 лет назад

Специально для "Лилит" интервью брала Наталья Шелюхаева. Предыдущая часть ЗДЕСЬ

- В дет­ст­ве, ко­г­да я смо­т­рел ка­кой-ни­будь фильм, я все­гда у ма­мы спра­ши­вал – а они по­же­нят­ся? Ма­ма го­во­ри­ла, ну ко­не­ч­но, они по­же­нят­ся, все бу­дет хо­ро­шо. Я толь­ко по­том уз­нал, что са­мое на­сто­я­щее дерь­мо на­чи­на­ет­ся по­с­ле то­го, как лю­ди же­нят­ся. А то­г­да в мо­ем пред­ста­в­ле­нии, ес­ли они по­же­нят­ся, то ки­но за­кон­чи­лось хо­ро­шо.

- Чув­ст­вую, в вас за­ло­жен был пра­виль­ный сце­на­рий в дет­ст­ве.

- Я все ис­пор­тил. Аб­со­лют­но. Я был же­нат не­сколь­ко раз, по­том по­счи­тал все это про­за­и­ч­ным.

- Те­перь по­ста­ви­ли то­ч­ку? (Разговор состоялся в 2004 году - прим. ред.)

- То­ч­ку ни­ко­г­да не на­до ста­вить. То­ч­ку ста­вит толь­ко Гос­подь Бог. Да еще та­кую жир­ную – в де­ре­вян­ном ящи­ке. То­г­да ни­че­го уже не сде­ла­ешь и не ус­лы­шишь.

- Вы­хо­дит, жить се­го­д­няш­ним днем?

- Я толь­ко так и жи­ву. Прав­да, рас­счи­ты­ваю на зав­т­ра. Хо­тя в мои пла­ны не вхо­дит, что мо­жет за­бо­леть но­га или грудь. Мое удо­воль­ст­вие в са­мо­ог­ра­ни­че­ни­ях. Я вос­то­ч­ный че­ло­век и боль­ше по­лу­чаю от про­цес­са, чем от ре­зуль­та­та. Япон­ский под­ход. Хо­тя ре­зуль­тат – то­же при­ят­но, его мо­ж­но взять, по­тро­гать, по­да­рить, про­дать, по­хва­стать­ся... Умею ра­до­вать­ся, но не как мои де­ти -- они ра­бо­та­ют- учат­ся, а по­том це­лы­ми дня­ми гу­ля­ют. Я в их воз­рас­те был да­же бо­лее энер­ги­ч­ный, чем они, но не тра­тил си­лы на по­доб­ную ерун­ду.

- Мо­жет, они дол­ж­ны сна­ча­ла по­про­бо­вать, чтоб по­том от­ка­зать­ся?

- Пу­с­кай про­бу­ют и де­ла­ют, что нра­вит­ся. Но я знаю, что это все не так.

- Это по­про­бо­вав вы зна­е­те.

- Нет, я сра­зу по­ни­мал, что мно­гое ни­ку­да не го­дит­ся. У ме­ня был ум, по­м­ню очень хо­ро­шо. Я ра­бо­тал лет с 15 и по­мно­гу. Про­с­то ус­та­вал.

- Как де­ти вос­при­ни­ма­ют ва­шу по­пу­ляр­ность?

- «У нас где-то па­па ра­бо­та­ет ге­ни­ем, но это не име­ет ре­ша­ю­ще­го зна­че­ния».

«А впро­чем – еще один про­черк,
И не о чем го­ре­вать.
И боль­ше ни нот и ни стро­чек,
Как ста­нут пев­ца от­пе­вать».

- Ко­не­ч­но, у ме­ня в про­шлом бы­ло мно­го вся­ких со­бы­тий при­ят­ных. Но это се­кунд­но. Ос­нов­ное ощу­ще­ние, ко­то­рое у ме­ня при­сут­ст­ву­ет по­сто­ян­но – ощу­ще­ние ра­бо­ты. Мо­мент сча­стья – ко­г­да ра­бо­та за­кон­че­на. Это очень не­дол­гий мо­мент. По­том от­резв­ле­ние, не­кий от­ход, апа­тия, сно­ва ра­бо­та и на­де­ж­да, как у Че­хо­ва, что ко­г­да-ни­будь мы от­дох­нем и уви­дим не­бо в ал­ма­зах.

- Вы име­е­те в ви­ду…

- Как это про­изой­дет. Или я пу­к­ну и из ме­ня вый­дет дух. Или сверк­нет в го­ло­ве и бу­дет ин­сульт. Ни­кто ж не зна­ет.

- В лю­бом слу­чае, все за­кон­чит­ся хо­ро­шо – от­дох­нем?

- Не­по­нят­но, что это бу­дет – мо­жет, бо­лезнь.

- Как-то обид­но.

- Прин­цип спра­ве­д­ли­во­сти тут не ра­бо­та­ет – у ко­го как вый­дет.

«А без нас, ре­бя­та, дра­ка не на­ч­нёт­ся».

- Зло­упо­т­реб­ляю толь­ко ма­том.

- Ча­с­то?

- Ча­с­то. Очень ем­ко, как в ан­г­лий­ском, од­ним сло­вом мо­ж­но ты­ся­чу ве­щей обо­з­на­чить. В рус­ском, кро­ме ма­та, та­ких слов нет. Ка­ж­дое сло­во со­от­вет­ст­ву­ет от­дель­но­му по­ня­тию. Этим наш язык от­ли­ча­ет­ся от дру­гих. Вы­ра­зил­ся ма­том – и те­бя все по­ни­ма­ют до­с­ко­наль­но.

- Но ко­г­да его мно­го, дей­ст­вен­ность про­па­да­ет.

- У ме­ня не про­па­да­ет. У ме­ня хо­ро­шо. Мне по­з­во­ля­ют ру­гать­ся и не оби­жа­ют­ся. У од­них эти сло­ва зву­чат к ме­с­ту, у дру­гих нет. Се­к­рет – пра­виль­но по­ста­вить сло­во в ну­ж­ное ме­с­то...

- Вы вла­де­е­те ан­г­лий­ским?

- Об­щать­ся мо­гу. Ко­не­ч­но, не так, как мои де­ти, ко­то­рые раз­го­ва­ри­ва­ют на нем, как на род­ном. Они хо­ро­шую окон­чи­ли шко­лу в Ан­г­лии.

- Так вы со­з­да­ва­ли им ус­ло­вия, не­смо­т­ря на пол­ную сво­бо­ду их дей­ст­вий.

- А как ина­че. Орал на них, ко­не­ч­но, но в ре­зуль­та­те они что хо­те­ли, то и де­ла­ли. Я ни­че­го не за­пре­щал. Про­с­то пре­ду­п­ре­ж­дал о шиш­ках. Мне сим­па­ти­ч­на ан­г­лий­ская си­с­те­ма вос­пи­та­ния, ко­г­да до­ма мно­гое по­з­во­ля­ет­ся, а в шко­лах -- за­пре­ща­ет­ся. По­то­му и по­слал их в Ан­г­лию. Там ме­ня не бы­ло, и они вы­ну­ж­де­ны бы­ли стать вос­пи­тан­ны­ми.

С дочерью Марией и сыном Даниилом. Источник фото: hostelcity.su
С дочерью Марией и сыном Даниилом. Источник фото: hostelcity.su

- Сна­ча­ла вы по­тру­ди­лись, а по­том…

- …сам се­бя за­да­вил.

- Вам сим­па­ти­ч­на Ан­г­лия?

- На­блю­дать стал бы, а жить – нет.

- Но там же все по пра­ви­лам?

- Да пра­ви­ла иди­от­ские. Там да­же сво­да за­ко­нов нет. Они без за­ко­нов жи­вут по при­ме­ни­тель­но­му пре­це­ден­ту – «ко­г­да–то в 1600 го­ду за это от­би­ли баш­ку». Спор ад­во­ка­тов в Ан­г­лии -- это со­рев­но­ва­ние, чья па­мять луч­ше, кто ка­кой пре­це­дент вспом­нит.

- А где бы ста­ли жить?

- Хо­тел бы толь­ко в Рос­сии. Боль­ше ни­г­де не ин­те­ре­с­но. Ес­ли бы со­з­да­лась ка­кая-ни­будь не­при­ят­ная си­ту­а­ция, при­ду­мал бы что-то. А так здесь хо­ро­шо – я сам не­отъ­е­м­ле­мая часть этой стра­ны, так счи­таю.

- От это­го тя­же­ло или лег­ко?

- Ни­как, я ее часть со все­ми плю­са­ми и ми­ну­са­ми, как ку­сок ас­фаль­та. За­ме­ча­тель­ное ощу­ще­ние.

Продолжение скоро, подпишись на наш канал! Предыдущая часть ЗДЕСЬ

(с) "Лилит" * Источник фото вверху: gazeta.ru