Специально для "Лилит" интервью брала Наталья Шелюхаева. Предыдущая часть ЗДЕСЬ
- В детстве, когда я смотрел какой-нибудь фильм, я всегда у мамы спрашивал – а они поженятся? Мама говорила, ну конечно, они поженятся, все будет хорошо. Я только потом узнал, что самое настоящее дерьмо начинается после того, как люди женятся. А тогда в моем представлении, если они поженятся, то кино закончилось хорошо.
- Чувствую, в вас заложен был правильный сценарий в детстве.
- Я все испортил. Абсолютно. Я был женат несколько раз, потом посчитал все это прозаичным.
- Теперь поставили точку? (Разговор состоялся в 2004 году - прим. ред.)
- Точку никогда не надо ставить. Точку ставит только Господь Бог. Да еще такую жирную – в деревянном ящике. Тогда ничего уже не сделаешь и не услышишь.
- Выходит, жить сегодняшним днем?
- Я только так и живу. Правда, рассчитываю на завтра. Хотя в мои планы не входит, что может заболеть нога или грудь. Мое удовольствие в самоограничениях. Я восточный человек и больше получаю от процесса, чем от результата. Японский подход. Хотя результат – тоже приятно, его можно взять, потрогать, подарить, продать, похвастаться... Умею радоваться, но не как мои дети -- они работают- учатся, а потом целыми днями гуляют. Я в их возрасте был даже более энергичный, чем они, но не тратил силы на подобную ерунду.
- Может, они должны сначала попробовать, чтоб потом отказаться?
- Пускай пробуют и делают, что нравится. Но я знаю, что это все не так.
- Это попробовав вы знаете.
- Нет, я сразу понимал, что многое никуда не годится. У меня был ум, помню очень хорошо. Я работал лет с 15 и помногу. Просто уставал.
- Как дети воспринимают вашу популярность?
- «У нас где-то папа работает гением, но это не имеет решающего значения».
«А впрочем – еще один прочерк,
И не о чем горевать.
И больше ни нот и ни строчек,
Как станут певца отпевать».
- Конечно, у меня в прошлом было много всяких событий приятных. Но это секундно. Основное ощущение, которое у меня присутствует постоянно – ощущение работы. Момент счастья – когда работа закончена. Это очень недолгий момент. Потом отрезвление, некий отход, апатия, снова работа и надежда, как у Чехова, что когда-нибудь мы отдохнем и увидим небо в алмазах.
- Вы имеете в виду…
- Как это произойдет. Или я пукну и из меня выйдет дух. Или сверкнет в голове и будет инсульт. Никто ж не знает.
- В любом случае, все закончится хорошо – отдохнем?
- Непонятно, что это будет – может, болезнь.
- Как-то обидно.
- Принцип справедливости тут не работает – у кого как выйдет.
«А без нас, ребята, драка не начнётся».
- Злоупотребляю только матом.
- Часто?
- Часто. Очень емко, как в английском, одним словом можно тысячу вещей обозначить. В русском, кроме мата, таких слов нет. Каждое слово соответствует отдельному понятию. Этим наш язык отличается от других. Выразился матом – и тебя все понимают досконально.
- Но когда его много, действенность пропадает.
- У меня не пропадает. У меня хорошо. Мне позволяют ругаться и не обижаются. У одних эти слова звучат к месту, у других нет. Секрет – правильно поставить слово в нужное место...
- Вы владеете английским?
- Общаться могу. Конечно, не так, как мои дети, которые разговаривают на нем, как на родном. Они хорошую окончили школу в Англии.
- Так вы создавали им условия, несмотря на полную свободу их действий.
- А как иначе. Орал на них, конечно, но в результате они что хотели, то и делали. Я ничего не запрещал. Просто предупреждал о шишках. Мне симпатична английская система воспитания, когда дома многое позволяется, а в школах -- запрещается. Потому и послал их в Англию. Там меня не было, и они вынуждены были стать воспитанными.
- Сначала вы потрудились, а потом…
- …сам себя задавил.
- Вам симпатична Англия?
- Наблюдать стал бы, а жить – нет.
- Но там же все по правилам?
- Да правила идиотские. Там даже свода законов нет. Они без законов живут по применительному прецеденту – «когда–то в 1600 году за это отбили башку». Спор адвокатов в Англии -- это соревнование, чья память лучше, кто какой прецедент вспомнит.
- А где бы стали жить?
- Хотел бы только в России. Больше нигде не интересно. Если бы создалась какая-нибудь неприятная ситуация, придумал бы что-то. А так здесь хорошо – я сам неотъемлемая часть этой страны, так считаю.
- От этого тяжело или легко?
- Никак, я ее часть со всеми плюсами и минусами, как кусок асфальта. Замечательное ощущение.
Продолжение скоро, подпишись на наш канал! Предыдущая часть ЗДЕСЬ
(с) "Лилит" * Источник фото вверху: gazeta.ru