Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Знаменитая минорная лирика как музыкальный нуар

-2

В 1986 году британская группа «Блэк» подарила публике самую свою знаменитую песню «Wonderful Life», а на которую почти сразу же был сделан музыкальный клип (ссылка на него приведена в конце материала). Сочетание текста и визуальных образов позволяют трактовать данную композицию как один из самых выдающихся музыкальных нуаров современности.

Если говорить о словах песни, то в них явно содержится прямая отсылка к знаменитому фильму 1947 года «Эта замечательная жизнь». Это не нуар, хотя наличие в фильме «альтернативного тёмного города», позволяют обнаружить в нём следы «мрачного жанра». Однако от классических нуаров творение Капры отличает «непросительно оптимистичный финал».

В случае с песней всё несколько сложнее. Она была написана лидером группы Колином Вирнкоубом в момент пребывания в глубочайшей депрессии, когда он после развода фактически стал бездомным. Поэтому её главным мотивом является тема одиночества. Что есть частный случай центрального для нуара понятия, а именно «отчуждения».

Именно по этой причине мы можем слышать слова: «Меня ненавидят за то, что я есть… Стоящего в полном одиночестве в лучах восходящего солнца… Мне нужен друг, дабы я не был один». Как говорится, комментарии излишни.

Однако нас в данной ситуации должен больше интересовать визуальный ряд клипа, который как нельзя лучше соответствует подобным нуарным настроениям. Клип был создан Жераром де Тамом, который начинал своё творчество как раз в «городском жанре» (вспоминайте клипы «Эрасьюр»). А кроме как для «Блэк», создал очень тревожный клип Таниты Такирам (Twist in My Sobriety), а сумрачного апогея достиг в работе со Стингом (Why Should I Cry for You).

Для того чтобы придать дневным съёмкам заметную сумрачность был использован типичный для нуара прием – применение цветового фильтра, более известного как «американская синева». В итоге в некоторых кадрах небо выглядит прямо-таки чёрным.

Опять же Жерар де Там ввёл в клип массу тревожных образов, которые таят в себе скрытую угрозу. Снятый с нижнего ракурса луг, который напоминает кукурузное поле (место действия для множества фильмов ужасов). Конечная автобусная остановка является аналогичной локацией, равно как и лавка мясника, где туши невольно вызывают ассоциации с «серийными преступниками». Это полюс страха.

Советский триллер с откровенными сценами, предсказавший реалии 90-х

Полюс надежды показан через аттракционы, когда люди фактически взлетают в небо (качели, батут, «американские горки»). Это своего рода символ веры в чудо, когда всё может измениться вопреки «предпосылкам».

Кадр из клипа «Black: Wonderful Life» (1987)
Кадр из клипа «Black: Wonderful Life» (1987)

Где случаются советские «триллеры»?

Между этими двумя полюсами расположены аллегории одиночества: сиротливо стоящее дерево, столб, путник в пустыне. Или пассажир сошедший со старого автобуса. А также отбившийся от коллектива ребенок, носящий «странные» маски (хотя на самом деле «странными» они выглядят лишь в данном контексте). Не удивительно, что в обложке альбома был использован пейзаж, характерный для множества британских криминальных лент : от «Убрать Картера» до «Красного райдинга»