Речь Тихановской в Европарламенте может стать исторической, пишет автор аналитического телеграм-канала CYNIC.
Перечисляя жертв репрессий и ужасающие подробности про политических заключённых, Светлана Тихановская достаточно изящно подводит свой монолог к проблеме "угрозы национальной безопасности" самой Европы.
"Белорусы больше не могут чувствовать себя в безопасности ни в своей стране, ни за рубежом. Но в безопасности себя не могут чувствовать и другие жители Европы".
Это первый крючок, который беларускому демократическому лидеру удалось поставить в этом эпохальном спиче. Речь построена невероятно: Светлане удается привлечь внимание тем, что проблема Лукашенко больше не касается исключительно беларусов - она перешла в разряд международных проблем, поэтому происходит "эмоциональная фиксация" слушателей: Светлана Георгиевна сразу обозначает, что она говорит не только о своих проблемах. Если перефразировать, получится: "Я говорю о том, что касается лично вас, поэтому в ваших интересах найти компромисс по беларускому треку".
Продолжая данную стрельбу по "яблочкам", Тихановская развивает тему, указывая на "перехват самолёта" и миграционный кризис.
"Столкнувшись с таким вызовом, можно остановиться, будучи парализованным от страха, а можно взять судьбу в свои руки и переломить ход европейской истории в свою пользу".
Речь получилась действительно переломной - она намекает на то, что пора прекращать искать компромиссы с диктаторами, пора прекращать идти на сделки, чтобы замолчать или заморозить конфликт - проблемы нужно решать здесь и сейчас - иначе консервация при остающемся источнике давления "внутри" приведет к разрыву европейской системы в будущем.
Тихановская благодарит Европу за то, что та проявила солидарность в борьбе с диктатурой, но сразу "ставит шпильку", спрашивая, достаточно ли эмоциональной и психологической поддержки для того, чтобы победить диктатуру, которая никогда не действовала и не будет действовать по правилам?
"Но увидел ли мир Европу, которая стоит плечом к плечу с нами, отстаивая наши общие ценности, нашу общую свободу и достоинство?"
Мир видит активную "новую Европу" - буйную, резкую, Польшу, Литву, Латвию, но мир не видит резких и пропорциональных действий со стороны "старой Европы". Мир не видит Францию, Италию, Испанию, Нидерланды... "Старая Европа" хочет консервировать конфликты, будто лучше от того, что бомбы рванут в банке, а не на полке. Итог ведь одинаков. Радует пробуждение Германии после долгой "игры в поддавки". Европа сама позволила себя шантажировать, хотя сейчас имеет шанс захлопнуть капкан с "Северным Потоком 2".
Тихановская пока очень мягко намекает на то, что беларусы чувствуют десятилетия подряд - Европа может продемонстрировать обеспокоенность, но не готова решать проблему здесь и сейчас. Или готова? Тогда это нужно продемонстрировать. "Долгий ящик" переполнился.
Стабильность, как оказалось, ведёт только к одному - к импотенции. Экономически "стабильные" страны очень редко готовы на жёсткий разворот курса, потому что это может нарушить тотальный летаргический сон. На весах между экономикой и политикой нужно искать знак равенства, а не ставить на первое место экономику, иначе получится шредеризация и берлусконизация Европы: когда жертвы спокойно клюнут на "удочку стабильности", тогда пропадет стабильность и экономическая, и политическая. Мы это уже видели в связи с "газовым бумом". Россия показала, что "клевать на удочку" опасно.
Тихановская продолжает "топтать" мягкую позицию Европы, указывая на то, что сами "стабильные европейцы" были рады забыть о конфликте, чтобы в очередной раз его заморозить.
"В то же время от Европы мы слышали, с большего, вежливые призывы соблюдать свободу слова в Беларуси, а аналитики высказывали предположение о том, что политический кризис завершен".
Благодаря демократическим лидерам Беларуси удалось оставить нашу политическую проблему в повестке. Безусловно этому способствует и сам сумасшедший диктатор, который не может остановиться, но без постоянного напоминания от литовских, польских, американских, немецких диаспор, без слаженной работы Офиса, НАУ, КС, "Голоса" и тд Европа опять бы, как это ни грустно признавать, забыла про Беларусь, радуясь, что конфликт исчерпан. Очередная бомба с очередным таймером попала бы в "европейский чулан". Сколько там этих "консерв" - Приднестровье, Крым, Донбасс, Путин, Лукашенко, Венесуэла, Эрдоган...
Сколько можно все проблемы оставлять на "потом", будто они сами должны рассосаться?
Но европейцы продолжали искать источник "стабильности" в царстве психопата: В марте сотни людей были задержаны только за то, что в День независимости Беларуси вышли из дома – настолько боится режим новой активности на улицах. Тем временем в Европе многие утверждали, что ситуация, похоже, «стабилизировалась».
Светлана продолжает свой уникально проработанный и эмоционально выверенный экскурс в историю:
"В апреле представляющий режим министр иностранных дел пообещал «уничтожить гражданское общество». Людей в тюрьмах травили хлоркой. Тем временем интерес европейских СМИ к Беларуси стремительно падал".
Она это напоминает на фоне кризиса с мигрантами, намекая, что Европа все время недовольно терла глаза, потому что ей мешали опять заснуть. "Не наша проблема - сами решайте"? Вот эта консерва, отправленная в чулан, рванула. Смесь была слишком едкой. И Европа проснулась, когда её ударили обухом по голове - сначала самолётом (правда, и тогда разбираться не стали - попытались представить себе, что это не больно - хватит "злобного рычания"), а затем и мигрантами (и вот только тогда в "старушке" началось активное движение).
Светлана Тихановская отлично "тыкнула" в проблему, продемонстрировав результат "мягких действий".
Более того, она продемонстрировала принцип постоянного желания уйти от проблемы, если напрямую Европу она не касается. Косвенные факторы почему-то всегда стараются замалчивать. Вот как нашему демократическому лидеру это удалось сформулировать:
"И все же, был бы ответ таким же жестким, если бы на борту Ryanair не было граждан ЕС? Только ли граждане ЕС могут надеяться на защиту демократии и прав человека?"
Это яркая фраза, которую европейские представители обязаны были услышать. Они потом не зря хлопали - они получили эмоциональное и аргументированное выступление, которое, по факту, может стать "переворотом" во внешней политике Европы.
Следующая реплика и опять - наповал:
"Тем временем политики Европы беспокоились о том, что от санкций могут пострадать простые беларусы – как будто беларусы уже не страдали от режима. Как будто беларусы винили ЕС".
Европа со своей гуманностью едва не пошла на поводу у шантажа с мигрантами - благо "яйца" показала Польша. (К Польше вернёмся в других материалах - она готовит НАТО). Без Польши конфликт был бы решен очередным "компромиссом" и "созвоном", но ведь решение проблемы с мигрантами не было ни трудным, ни затратным для Европы. Позвонить, пообещать, а потом кинуть, предоставив военную помощь странам "в воротах" конфликта - это элегантное решение, которое стоило ничтожно мало по сравнению с тем, какие потери могла бы понести Европа, сыграв с Лукашенко в игру, а не ударив его шахматной доской по голове. Вышло превосходно.
Тихановская рассказывает, что Европа была готова гуманно не марать руки об экономическое давление, дав возможность диктатору пытать народ. "Зато мы белые и пушистые"?
Представим, что вашего соседа насилует маньяк и готовится ему отрезать голову. Вы не желаете маньяка бить железным прутом по голове, потому что удар приведет к импульсу, из-за чего ощущение "удара" будет передано и соседу. Конечно, можно ходить в белом пальто и белых перчатках, рассказывая, что "Никто из-за меня не пострадал", но это несерьёзно. Это не решение ни конфликта, ни ситуации. Маньяк в итоге отрежет голову соседу, зато он не почувствует гипотетической "ударной волны" от железного прута. Я думаю, что он бы согласился... Есть у меня такие подозрения.
"Были закрыты десятки независимых СМИ и 270 НГО, арестованы многие их сотрудники и волонтеры. Тем временем в Европе выражали глубокую озабоченность".
За эту фразу аплодирую стоя. Ещё несколько дней назад Лукашенко обещал "вырезать всех мерзавцев" и "ликвидировать тех, кого ещё не успел ликвидировать". Мы возвращаемся к примеру с маньяком... Обеспокоенность помогает эмоционально, но от того, что я "через дверь" буду кричать "Держись!", источник проблем не улетучится, а жертва не сможет "держаться" бесконечно.
У Европы есть дубинка - так ударьте ею. Мы сильные, мы добьем. Маньяка нужно сбить с ног: у Запада для этого предостаточно ресурсов и возможностей, но вместо этого Европа непозволительно долгое время ходила кругами и громко ужасалась... И эту позицию (но в более мягкой форме) презентовала Тихановская.
Затем Тихановская напомнила про помощь для борьбы с Ковидом. И это не было катастрофой, потому что режим его не может обменять на реальные деньги. Но символически и репутационно это провал.
"Тем временем МВФ выделил Беларуси более 1 миллиарда долларов для борьбы с COVID – стране, где сознательно заражают вирусов политзаключенных в тюрьмах".
Вернёмся к примеру с маньяком. Вместо удара дубинкой, Запад вспомнил, что жертва больна, поэтому он выдал живодеру "золотую карту", забыв назвать "код". Это совершенно ничего не поменяло в соотношении сил, но это выглядит и звучит даже комично.
Кейс Зельцера всплыл в следующем высказывании:
"Тем временем по всей Европе лоббисты за солидное вознаграждение изо всех сил пытались блокировать новые санкции против режима".
Это эмоционально мощнейшая фраза, которая вызывает слезы, указывая на явное противоречие между возможностями Европы и реализацией этих возможностей. Тихановская намекает, что Европа могла оказать колоссальное давление, вызвав асфиксию у Лукашенко, но вместо этого она торговалась с его закадычными дружками, за деньги которых закрывала то правый, то левый глаз, стараясь представить, что проблема ее не касается. Но затычки в уши и закрытые глаза оказались неэффективны, когда маньяк начал стучать в дверь - мигрантами.
Это не очень мешало продолжать торговлю с "дружками", но всё-таки пришлось прекратить, когда дверь начали резать бензопилами... Хотя даже это некоторых не успокоило - они продолжали торговаться, думая, что они спрячутся под кроватью в соседней комнате и их никто не найдет.
То, что данное противоречие было озвучено Светланой Георгиевной, - это большой национальный успех, который создаёт "воронку из возможностей". Если позиция Европы после этого изменится, то в перспективе это вторая "Фултонская речь", изменившая мир.
"Неужели мы забыли трагические уроки европейской истории? О том, что попытки потворствовать тирану не успокаивают, а только подстегивают его. О том, что, если избегать конфронтации с преступником, то конфликт, который все равно неизбежен, становится еще более затратным и опасным".
Тихановская реализует второй "шпильку" - историческую, напоминая про тактику умиротворения агрессора, которая закончилась тем, что агрессор захватил тех, кто его так сильно старался "накормить", осуществляя Сговор.
Большой поклонник Гитлера и его нынешнее второе лицо использует ту же тактику - его накормить невозможно - эта сволочь будет жрать всё, что видит на своем пути.
Нельзя добиться "договора" с психически больным человеком - его нужно отстранять от всех рычагов всеми возможными и даже некоторыми невозможными способами.
Светлана Георгиевна продолжает эту тему, обозначая дополнительные риски, которые возникают после решения кризиса с мигрантами. Это на всякий случай, если кто-то опять захочет уснуть.
"Предположим, тем или иным образом удастся остановить шантаж мигрантами, но вы действительно думаете, что международные нарушения и угрозы со стороны режима прекратятся? Рост наркотрафика и потока другой контрабанды? Военные провокации? Авария на атомной электростанции, которая находится непосредственно на границе с ЕС? Всё это не плод моего воображения. Это то, чем уже угрожает сам режим. Всё, что угодно, чтобы получить то, что ему нужно".
Лукашенко через Шеймана готовил превращение Беларуси в наркотический хаб (дала по рукам даже Россия, потому что наркотики не умеют распространяться линейно - они всегда имеют "зональный эффект"). Лукашенко шантажировал и Запад, и Восток войной. И Лукашенко, конечно же, уже несколько раз проговаривал угрозу устроить ядерную атаку через АЭС.
Тихановская предупреждает, что Европа не должна спать спокойно, решив "кейс с мигрантами". Одна проблема ушла (и то не до конца) - другие пришли следом: наркотики, война, радиационная волна - каждый может выбрать на свой вкус.
Это гениальная речь, играющая на очень тонких исторических и эмоциональных материях. Она озвучивает то, что все мы осознавали "внутри", но не могли высказать... И это, очень надеюсь, возымеет свой эффект.
Если говорить об эмоциях, то "гвоздем" безусловно будет являться следующий отрывок:
"Дарья не знает, жив ли еще ее муж. Ольга находится за решеткой и не получает новостей о своих пятерых детях. Елена теперь видит сына только на фотографии в рамке с черной лентой, потому что его избили до смерти, когда он попросил не срезать бело-красно-белые ленты в своем дворе".
Тихановская ставит Европу перед моральным выбором. Этот выбор состоит в готовности переступить через экономические интересы от сделок с диктаторами в пользу демократических ценностей и свобод, в пользу главных принципов ЕС, объявленных несколько десятилетий назад...
"Дамы и господа, как вы считаете, понимают ли нас все эти беларусы, когда им говорят о долгих бюрократических процессах в ЕС и нюансах мировой политики и дипломатии? Дают ли беларусам надежду и уверенность заявления о глубокой озабоченности? Что на самом деле может сказать Европейский Союз беларусам – забытому всеми европейскому народу, который хочет ровно того же, что имеют другие страны Европы? Возможно, у нас нет права требовать вашей помощи или поддержки. Возможно, вы откажете нам, потому что это может противоречить вашим национальным интересам. Или, возможно, это негативно повлияет на ваши интересы".
Перчатка брошена - выбор за Европой. Давайте проследим за тем, как аккуратно Светлана Тихановская подводит Европу к этому выбору, указывая, что сейчас его уже делать поздно, но все ещё возможно "открутить" ситуацию таким образом, чтобы решить проблему в пользу беларусов.
"Уважаемые представители Европы, простите мою прямолинейность, но я должна сказать: уже становится поздно.
Но не пора ли Европе продемонстрировать свою приверженность этим ценностям в реальных действиях? Осмелится ли единая Европа предпринять решительные действия сейчас? Или стоит подождать еще один год?
Уважаемые дамы и господа, у нас нет еще одного года. Ни у Беларуси, ни у Европы".
Главный "гвоздь" выстрелил - у белорусов нет ещё года. Тихановская обозначает, что Лукашенко осуществляет реактивную эскалацию, которая требует реактивного ответа. После очередного года пыток, репрессий, унижений и издевательств Беларусь не будет прежней. Нас закалила схватка - это мы, конечно, признаем, но исторические уроки следует получать другим путем. Каким угодно, но только не ценой сотен тысяч человеческих жизней.
Время на исходе - и Европа должна определиться, на чьей она стороне: на светлой стороне свободы и демократии либо на темной стороне денег и диктатуры.
Деньги вкусно пахнут. Но тогда демократический Запад становится "иллюзией" в вакууме, поскольку свобода бесценна, поэтому ни за деньги, ни за должность в "Газпром" она продаваться не должна... Или?
Играя с фактом шредеризации Европы через "кровавые деньги", Тихановская озвучивает следующий довод:
"Нам нужно, чтобы в противостоянии авторитаризму Европа была проактивна. Клише о Беларуси как о «последней диктатуре Европы» в каком-то смысле вводит в заблуждение. У диктатуры нет географических границ. Она распространяется, если ее не остановить".
Верно, Светлана Георгиевна, диктатура - это чума. Если её не лечить ликвидацией и последующим сжиганием трупа, тогда "чума" заразит всех. Но уже после этого придется сжигать "половину Европы", пытаясь подавить очаги... Мы ведь помним "черную смерть". Нерешительность и липовая "гуманность" в борьбе с диктатурой приводит к ее эпидемии. Нам так или иначе придется делать этот жестокий выбор, но от количества времени для раздумья зависит то, сколько успеет откусить этот "вирус" от мира.
Тихановская озвучивает тактику сражения с Лукашенко. Тут все безупречно и комментариев не требует.
"Первый этап нашей стратегии – изоляция и непризнание режима. Многих беларусов оскорбляет то, что даже сегодня влиятельные европейские СМИ – от Deutsche Welle до BBC – называют Александра Лукашенко «президентом». Он не президент. [...] Он гражданин Беларуси, незаконно узурпировавший президентскую власть путем насилия.
[...] не называйте этого самозванца тем, кем он не является. Не признавайте никаких сделок, заключенных без согласия беларусов. Говорите четко и прямо: контракты, подписанные режимом после 9 августа 2020 года, не имеют и не будут иметь юридической силы. Лукашенко играет суверенитетом Беларуси. Мы должны оставаться приверженными политике непризнания и понимать, что независимостью и суверенитетом нельзя торговать и подрывать его.
Второй этап нашей стратегии – лечение. Нужно дать режиму отпор и лишить его ресурсов, которые он использует для удержания власти. [...] Но вы знаете: другого выхода нет. [...] Уверяю вас: санкции действительно работают. Продолжайте проводить последовательную политику санкций.
[...] Закройте все оставшиеся лазейки. Скоординируйте ваши действия с США и Великобританией, чтобы санкции были эффективными, а не символическими.
Помогите беларусам, чтобы они смогли помочь Беларуси и Европе, чтобы мы могли продолжать борьбу за нашу и вашу свободу".
Тихановская осуществляет очень элегантный "кивок" в сторону Польши - этот главенствующий лозунг "польского сопротивления", пропитанный кровью истинных патриотов, прошел через поколения, вернув Польшу в родное европейское свободное лоно из "тюрьмы народов".
Za naszą i waszą wolność!
"Мечта о единой Европе – это не мечта о бюрократической системе или экономическом союзе. Это мечта о солидарности и дружбе, о единстве народов и людей, об их мирном сотрудничестве при уважении свободы и достоинства каждого.
Спасибо! Жыве Беларусь! Жыве Еўропа! Long live Belarus and long live Europe!"
Яркие и продолжительные овации Европы показали, что позиция была услышана. "Политики" согласны - речь - воодушевляющее чудо - превосходно! Теперь нужно, чтобы бюрократические механизмы и любители торговать с "дружками диктаторов" оказались в стороне от принятия решений. Нужны резкие действия, очень нужны.
Любого настоящего противостояния боится и Лукашенко, и его брат по окопу - воевать они умеют на словах. И шантажировать умеют, но они никогда не реализуют свой шантаж. Особенно на войну - тестикулы треснут. Но зачем давать хоть кому-то шанс этот ультиматум ставить? Европа - политический и экономический лидер: если хочет оставаться таковой, то нужно выработать принцип сопротивления восточным диктатурам.
Светлану Тихановскую за речь благодарю! Очень мощно!
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.