Найти тему
Начала химии

Языковые трудности химии

Сегодня хотелось бы рассмотреть не самую очевидную и достаточно интересную для обсуждения тему, касающуюся особенностей взаимодействия языковых форм и химического контекста.
Дело в том, что в зависимости от конкретных обстоятельств изложения, того, что я собственно и назвал контекстом, одно и то же понятие в химии может приобретать разный смысл. Интересно так же, что данная тема не обошла стороной ГИА и нашла выражение в вопросе №1 ОГЭ.

Приведу пример: такое понятие как
кислород может скрывать под собой, во-первых, смысл химического элемента кислорода, а, во-вторых, смысл кислорода как вещества - газа, входящего в состав воздуха и состоящего из двухатомных молекул кислорода о-два. Такая двусмыслица приводит к тому, что, например, парадоксальное выражение "молекула кислорода состоит из атомов кислорода" оказывается со смысловой точки зрения верным.

Дихотомия понятия кислород
Дихотомия понятия кислород

Подобная двойственность смыслов может создавать некоторые трудности на начальном пути к пониманию химии, и в этой работе мы постараемся их преодолеть.
Для этого поставим перед нами актуальную для современных девятиклассников, планирующих сдавать химию, задачу:

Вариант задание №1 ОГЭ - 2022
Вариант задание №1 ОГЭ - 2022

Для того, чтобы систематизировать наше стремление дать на обозначенный вопрос правильный ответ, то есть, выбрать те утверждения, в которых говорится о фосфоре как о химическом элементе, составим схему:

Импровизированная схема
Импровизированная схема

и проведём через неё наши утверждения:
1) В состав костной ткани входит
фосфор.
Фосфор входит в состав костной ткани, что согласно нашей схеме соответствует понятию о химическом элементе. Значит, это подходящий правильный ответ.
2) Фосфор получают в электропечах.
Согласно схеме процесс получения
фосфора неотъемлемым образом связан с понятием о веществе. Неподходящий нам вариант ответа.
3) Фосфорные удобрения незаменимы в сельском хозяйстве.
То есть,
фосфор входит в состав фосфорных удобрений, и это второе и последнее из необходимых нам утверждений о фосфоре как о химическом элементе.
Таким образом, ответ 1,3.
Интересно, что утверждения 4 и 5 используют в своём содержании выражения, посвящённые аллотропным модификациям
фосфора, то есть, простым веществам, образованным атомами данного химического элемента и знание аллотропных модификаций, о чём было бы интересно поговорить, только подтвердило бы наши вышеизложенные суждения.

Можете потренироваться, и пользуясь нашей логикой, выполнить другое аналогичной задание:

Вариант задания №1 ОГЭ 2022
Вариант задания №1 ОГЭ 2022

Оставляйте ответ в комментариях. Спасибо. Пока.