«Баланс классического банкрота»
За прошлый год «Гомсельмаш» сработал с убытками на 407 миллионов рублей. Завод задолжал 1,1 миллиарда рублей по долгосрочным обязательствам (годом ранее было 993 миллиона) и 512 миллионов рублей по краткосрочным кредитам, пишет «Радио Свобода» со ссылкой на отчеты с Единого портала финансового рынка.
«Гомсельмаш» «в плюс» зайти не может уже третий год подряд. В 2019-м убытки составили 31 миллион, в 2018-м — почти 70.
В состав «Гомсельмаша» также входит Гомельский завод литья и нормалей. За прошлый год он сработал с чистыми потерями на 251 миллион рублей, годом ранее — с доходом в 38 тысяч рублей.
По долгосрочным кредитам этот завод должен 581 миллион рублей, по краткосрочным — 126 миллионов. В период с 2014-го по 2020-й годы штат персонала на этом заводе сократился на 32,3% (было 4422 человека, стало 2994).
«Гомсельмашу» подчиняется и «Лидагропроммаш». Основная его продукция — косилки, сеялки и также комбайны. Предприятие закончило прошлый год с доходом в 4,7 миллиона рублей. Годом ранее прибыль составляла менее 1,1 миллиона. В то же время завод по долгосрочным кредитам должен 46,7 миллиона рублей, по краткосрочным — 15,4 миллиона.
Кому нужны белорусские комбайны?
За прошлый год в Беларуси выпустили 1125 комбайнов. Продали же 208 зерноуборочных комбайнов, выручив 21,6 миллиона долларов. Цена была меньше на 15,4%, чем в 2019 году. Больше всего ушло техники в Россию (103), Азербайджан (77) и Казахстан (8).
По мнению финансового аналитика Вадима Иосуба, бухгалтерский баланс «Гомсельмаша» выглядит, как баланс классического банкрота.
«Надо закрывать такой бизнес и думать, что делать с накопленными потерями. Очень большая дебиторская задолженность, предприятию покупатели должны более полумиллиарда рублей», — говорит аналитик.
Продукция сбывается, но нет оплаты. И в этом Иосуб видит логику.
«Это естественно, ведь основной рынок сбыта — белорусские сельскохозяйственные предприятия, которые сами в плохом финансовом положении. При этом тратятся деньги на зарплаты, на комплектные части. Это все может существовать исключительно на кредитах. Суммарно кредиты превышают все активы. Даже если все должники рассчитаются и удастся продать все складские запасы, этого не хватит, чтобы вернуть долги», — прокомментировал аналитик.