⇦ предыдущая часть
Открытие сообщения с корпусом генерала Эссена. – Дело есаула Евсеева при реке Алле. – Сражение при Малге и Омулеф-Офене. – Дело есаула Шульгина при Ольтенсбурге.
Весь край между городом Вартенбургом и Остроленкой был занят неприятельскими войсками, разъезды которых простирались иногда до Бишофсбурга. Корпус генерала Юзефа Зайончека, состоявший из 10 000 кавалерии и пехоты, расположен был в окрестностях Гогенштейна, Пассенгейма и Ортельсбурга, так что с левого фланга подкреплял его маршал Даву из Леонштейна, а с правого армия маршала Массены, дивизия Газана, укрепившаяся в Виленберге. Этим положением генерал Зайончек соединяет обе французские армии, затрудняя сообщение нашей главной армии с корпусом генерал-лейтенанта Эссена I.
Главнокомандующий поручил атаману Платову открыть сообщение с корпусом генерала Эссена I – и правый фланг которого, состоя из отряда генерал-майора графа Петра Христиановича Витгенштейна, занимал позицию около Остроленки, - и содержать надлежащую связь между армией и упомянутым корпусом.
Генерал Платов выступил из окрестностей Гронау со своим корпусом, состоящим, состоящим из следующих казачьих полков: Атаманского, генерал-майора Николая Васильевича Иловайского V, полковника Карпова (убит 13 марта 1807 года в деле около Валендорфского леса), подполковников Григория Дмитриевича Иловайского VIII, Даниила Родионовича Андронова, войсковых старшин - Иосифа Васильевича Иловайского X, Алексея Гавриловича Сысоева, Тимофея Дмитриевича Грекова XVIII, Василия Ивановича Ефремова и майора Ивана Андреевича Селиванова; он следовал через город Гейльсберг, Бишофсбург, Рудишкен к Вашунгу. Тут генерал Платов, получив достоверные сведения о неприятеле и оставив при себе Атаманский полк, сделал следующие распоряжения: генерал-майор Иловайский с четырьмя полками направлен через Менсгут на Ортельсбург и, по занятии этого пункта, должен был теснить неприятеля к Виленсбергу.
Полковнику Карпову с четырьмя полками приказано выгнать неприятеля из города Пассенгейма и беспокоить его к стороне Нейденбурга. Полку майора Селиванова занять селение Косно и, делая разъезды к реке Алле, учредить цепь для соединения с отрядом генерал-майора Павла Дмитриевича Иловайского II, занявшим город Вартенбург. В то же время послана сильная партия к стороне Остроленки для открытия сообщения с отрядом генерал-майора графа Витгенштейна, что и было исполнено.
Находясь в Кукусвальде, атаман послал половину Атаманского полка под начальством майора Балабина в Бальден, для поисков неприятеля, а другая половина, при майоре Инютине, перешла в город Пассенгейм, куда атаман в то же время перевёл свою квартиру. Затем майору Балабину приказано было сделать рекогносцировку из Бальдена к стороне Нейтенбурга и Остероде. Отправившись в полночь и не доходя версты две до реки Алле, майор Балабин встретил на рассвете отряд французской пехоты корпуса маршала Даву, вышедшей из Куркена для фуражировки. Изумлённый появлением казаков, неприятель занял одним флангом лес по дороге к селению, вследствие чего две сотни атаманцев, под командой есаула Евсеева, заехав во фланг неприятеля и спешившись, бросились в лес, из которого неприятель был выгнан и стал отступать; казаки же сделали несколько удачных атак и гнали его к самой деревне, в которой два батальона пехоты, стоявшие там, воспрепятствовали атаманцам окончательно истребить этот отряд.
Кроме многих убитых, неприятель потерял пленными одного офицера и 24 рядовых. По осмотре берегов реки Алле и дороги, ведущей к Остероде через Куркен атаманцы направились в Лаис.
Атаман Платов, узнав, что в селение Келарен пришли три роты французской пехоты с рекрутами, 10 марта приказал майору Балабину с частью Атаманского полка на рассвете напасть на них. Неприятель был разбит и выгнан из селения, но лесистое местоположение, болото и река Алле помешали нанести ему большой вред; тем не менее, неприятель потерял убитыми 30 и пленными 6 человек. После этого дела атаманцы возвратились в Лаис, откуда ежедневно посылали разъезд к реке Алле беспокоить неприятеля и держать в тревоге.
12 марта атаман Платов половиной своего полка перешёл в Швирштейн. Полкам Исаева II в Вутринене и Селиванова в Косне велено было делать на 13 число беспрестанные разъезды к стороне Аленштейна и Куркен; отряду генерал-майора Иловайского V перейти в Ваплиц; полковнику Карпову со своим отрядом оставаться на занимаемой позиции. Затем атаман приказал атаковать неприятеля за рекой Омулеф, для чего отряд генерал-майора Иловайского V из полков: его имени, Иловайских VIII и X, Грекова X и ста казаков Атаманского полка с есаулом Усачёвым должен был напасть на Малгу; отряду полковника Карпова: из его полка, Ефремова III и Сысоева атаковать неприятеля в Омулеф-Офене; половине Атаманского полка, при которой находился генерал Платов, идти в Дембовиц, как средоточие обеих атак.
На другой день, 13 марта, полки выступили из своих мест в полночь. Отряд генерал-майора Иловайского последовал через Брайникен, Варшален и Шучен-Офен. Отсюда генерал Иловайский отрядил есаула Усачёва с его сотней атаманцев влево, дабы он, перейдя реку Омулеф у мельницы Малга-Офен, отрезал неприятелю отступление из Малги в Валендорф; но сотня эта, по причине темноты и оплошности проводника, попала в Канвиз, где стоял неприятельский пехотный отряд. После небольшой перестрелки с неприятелем, казаки возвратились обратно без всякой потери (есаул Усачёв за эту оплошность атаманом Платовым ни разу не был удостоен награды, несмотря на то, что Усачёв участвовал во всех делах с неприятелем в течение всей кампании).
Для нападения на Малгу был отряжен войсковой старшина Иловайский с его полком. Стрелки и охотники ехали впереди для очищения переправы через брод. По левую сторону реки сбили они неприятельские пикеты и погнали их через лёд в деревню. Тогда около брода началась сильная перестрелка; но вскоре казачьи стрелки прогнали неприятеля и от правого берега. Полк Иловайского X, быстро перейдя реку и выбив из Малги неприятеля, гнал его до Валендорфа. За авангардом следовал и генерал-майор Иловайский с остальными казачьими полками и атаманцами.
Неприятель, видя стремительное наступление казаков, вывел из Валендорфа всю свою кавалерию, состоявшую из полка Домбровского и 15 эскадронов других полков, которую подкрепляла бригада пехоты с восемью орудиями. Неприятель шёл несколькими колоннами, имея кавалерию по флангам, и занял позицию между лесами Усцаненским и Валендорфским, чем отнимал у казаков все средства к атаке. Генерал Иловайский, желая отделить неприятельскую кавалерию от пехоты, приказал казакам отступать в беспорядке и иметь только для прикрытия этого отступления охотников. Этим манёвром неприятель был обманут и кавалерия его завлечена на равнину между Малгой и упомянутыми лесами. Тут весь казачий отряд, построившись лавой и охватив оба неприятельских фланга, ударил на него в пики. Домбровский полк моментально был опрокинут и истреблён. Казаки стремились туда, где виден был неприятель, разбивали густые ряды и опрокидывали всё, им встречавшееся.
Бежавший неприятель был преследуем версты три до своей пехоты, поспешившей на подкрепление; но огонь её и действия артиллерии начаты были уже поздно: разбитая кавалерия бежала в Валендорф скрыть за окопами своё поражение. Некоторая её часть хотела воспользоваться Валендорфским лесом и стала туда отступать; но генерал Иловайский V приказал сотнику Харитонову и кабардинскому дворянину Бегидову с 200 атаманцев отрезать и уничтожить их, что атаманцы и исполнили с обычной храбростью. Об отчаянном сопротивлении неприятеля можно судить потому, что все почти пленные были ранены.
В этом сражении убито у неприятеля более 300 человек, в числе которых один полковник и 12 офицеров; в плен взяты: командир Домбровского полка граф Стоковский, подполковник Пясецкий, один ротмистр, один корнет, 48 унтер-офицеров, 179 рядовых и более 400 лошадей с прибором.
После этого дела все отряды, соединясь в Едвабно, пошли в Швирштейн и Георгенсгут.
В этот же день Атаманский полк с генералом Платовым возвратился в город Пассенгейм.
По словам пленных, неприятель намеревался напасть на Пассенгейм с двух сторон: корпус генерала Зайончека из Малги и Омулеф-Офена, а французский отряд корпуса маршала Даву – из деревни Куркен через Вутринен. Слова пленных подтвердились: около полудня три колонны пехоты, переправясь через Алле у Куркена, пошли на Вутринен; но высланный казачий отряд, под командой полковника Исаева II, встретил неприятеля на середине дороги и, вступив с ним в перестрелку, принудительно возвратился обратно.
14 марта по полудни, сильный французский отряд, вышедший из Виленберга, следовал к Ортельсбургу, где находился Атаманского полка есаул Шульгин с 200 казаков. Храбрый есаул вышел навстречу неприятелю, послав донесение в Пассенгейм к генералу Платову и в Мансгут к шефу Павлоградского гусарского полка генерал-майору Чаплицу.
Первый неприятельский эскадрон, шедший в авангарде, атаманцами был опрокинут и рассеян; но большое превосходство неприятеля принудило есаула Шульгина отступить и оставить город: неприятельская кавалерия, пройдя город, преследовала казаков, но подоспевшие из Лейнау два эскадрона павлоградских гусар, под командой майора Густава Густавовича Игельстрома, остановили французов. Соединёнными силами казаки и гусары отразили неприятеля и прогнали его в город. Между тем наступила ночь.
Атаман Платов, получив донесение о занятии Ортельсбурга неприятелем и зная важность этой позиции, соединявшей его корпус с отрядом генерала Эссена первого, приказал генералу Чаплицу атаковать неприятеля с его полком и двумя орудиями Донской конной артиллерии. На подкрепление гусар посланы были два казачьих полка Ефремова III и Астахова IV. Казаки, в том числе и есаул Шульгин со своими атаманцами, стали на правом фланге между Бишофсбургской дорогой и озером, а гусары с артиллерией заняли возвышения, идущие от города около означенной дороги.
Атака началась со стороны Менсгута. Неприятельские стрелки были рассыпаны между домами и реями; но как город с этой стороны со всех мест был открыт, то гусары и ворвались в него. В то же время казаки, приняв вправо, пошли через озеро по льду в обход. Неприятель, чтобы не быть отрезанным от Виленберга, оставил город. Несколько удачных выстрелов из орудий, пущенных вдоль плотины, соединявшей обе части города, через которую он переходил, ещё более увеличили смятение.
Неприятельская пехота пошла к лесу по Веленбергской дороге, а кавалерия оставалась для прикрытия; но казаки, не допуская кавалерию до леса, через который шла большая дорога, ударили во фланг и опрокинули её. Неприятель, обращённый в бегство, был преследован за Гросс-Шиманен и потерял в этом деле убитыми несколько офицеров и до ста рядовых.
Как за это дело, так и за дела ранее бывшие, по представлению атамана Платова, награждены:
командир полка майор Балабин второй орденом святого Георгия 4 класса;
есаул Евсеев орденом святого Владимира 4 степени с бантом;
есаулы Васильев и Шульгин, сотники Зазерсков, Костин, Харитонов, хорунжие Киреев, Саринов и Харитонов – все орденами святой Анны 4 степени.
⇦ предыдущая часть | продолжение ⇨
Навигатор ← Казачье войско