В настоящее время Рунет переполнен разнообразной информацией относительно того, как и какими приборами надо правильно восполнять емкость разряженного стартерного аккумулятора (АКБ). Что неудивительно, поскольку для заряда автомобильных АКБ сегодня применяют как автоматические зарядные устройства (ЗУ), так и приборы с ручной установкой тока и напряжения. Как раз в отношении последних часто встает вопрос о том, какое максимальное напряжение надо выставлять при заряде батарей.
Так, одни автовладельцы машин утверждают, что напряжение заряда не должно превышать величину 14,2 В. Другие говорят, что его значение может достигать 14,8-15 В. Ну, а самые «продвинутые» водители считают, что и этого мало, и заряжать АКБ надо под «напругой» не менее 16 Вольт. Дескать, если на приборе есть режим «16 В», его и надо использовать.
Зачем нужен кальций
Как видим, мнения водителей по «зарядной» проблематике разнятся. Однако у производителей АКБ на этот счет давно выработаны четкие рекомендации. Взять, к примеру, компанию TAB (Словения), одного из ведущих производителей автомобильных батарей. Эта фирма ежегодно поставляет в нашу страну сотни тысяч АКБ, среди которых особенно популярны батареи одноименного бренда TAB, а также аккумуляторы марки Topla.
Основная масса поставляемых к нам словенских батарей – это кальциевые (Ca/Ca) источники тока. Они имеют ряд преимуществ, в числе которых - низкий уровень саморазряда, малые потери воды, стойкость к коррозии, большие пусковые токи, способность выдерживать большое количество циклов заряда/разряда. Благодаря этим качествам значительная доля словенских кальциевых АКБ, включая батареи TAB и Topla, выпускается в необслуживаемом варианте (с символами SMF).
Делаем все по правилам
Особенность SMF-аккумуляторов в наличии герметичной крышки с системой возврата конденсата. Поэтому при эксплуатации и, в частности, при заряде, они не требуют проверки плотности электролита или долива воды.
А вот у обслуживаемой батареи перед каждым зарядом необходимо вывинчивать пробки из ее банок (фото выше) для контроля плотности и объема электролита. Это одно из условий безопасности «зарядного» обслуживания таких АКБ.
К слову, безопасность при заряде АКБ должна всегда быть в центе внимания. Поскольку эта процедура сопровождается выделением газов, ее следует проводить в проветриваемом помещении и при плюсовой (примерно 20-25 градусов) температуре. Только в этом случае будут обеспечиваться оптимальные условия для качественного заряда батареи и эффективного восполнения ее емкости.
Контролируем напряжение
Вернемся к вопросу о том, какими приборами следует заряжать автомобильные аккумуляторы. Очевидно, что в плане применимости предпочтительнее будут автоматические ЗУ (фото выше). Несомненное удобство таких приборов в том, что они сами выбирают оптимальный режим заряда и автоматически меняют напряжение и ток в зависимости от того, насколько полно заряжена батарея. Кстати, максимальное напряжение, которое выдают такие аппараты, не превышает допустимых 14,8-15 В, что также продиктовано требованиями безопасности.
При применении «зарядок» с предустановкой тока и напряжения их значения надо выставлять вручную. Причем именно те, что рекомендованы производителем АКБ. Так, для батарей Topla и TAB напряжение не должно превышать 14,8 В, а зарядный ток – одной десятой емкости батареи. Аккумулятор считается полностью заряженным, если напряжение на его клеммах составляет не менее 12,8 В (фото выше). Контролировать напряжение нужно не менее чем через 8-12 часов после отключения АКБ от зарядного устройства.
Напоследок вернемся к напряжению 16 Вольт, о котором упоминалось выше. Такой режим иногда применяется опытными специалистами для некоторых типов АКБ, но лишь как дополнение к основному заряду (см. рекомендации выше). Такой«дозаряд» не стоит делать самому, особенно у необслуживаемой батареи. Ведь в ней под напряжением свыше 16 В начнется куда более интенсивное газовыделение, что требует повышенных мер безопасности. Однако проконтролировать этот процесс в герметичных SMF-аккумуляторах попросту невозможно.
Читайте материалы и по другим актуальным темам:
- Как избежать зимних проблем с АКБ при пуске холодного мотора
- Какие импортные АКБ водители покупают для своих авто чаще
- Самостоятельная замена батареи в машине: три важных момента