Залогом успеха в бизнесе является постоянное развитие. Если компания не растет, то более активные конкуренты быстро вытесняют ее с рынка. Масштабирование предприятия позволяет избежать таких проблем, однако очень важно организовать его правильно.
В статье мы расскажем, в каких случаях бизнес необходимо расширять, и опишем самые популярные способы это сделать.
Как понять, что вашему бизнесу нужно масштабироваться
Верным признаком того, что вашей компании пора увеличивать масштабы, является стабильный рост количества клиентов и уровня дохода при удержании операционных расходов на прежней отметке. Если каждую неделю показатели прибыли повышаются на пять и более процентов, вам пора задуматься о расширении.
Однако следует помнить, что проекты не всегда поддаются масштабированию. Есть несколько условий, которые должны соблюдаться, чтобы оно прошло благополучно:
- бизнес финансово успешен и работает автономно;
- его концепция понятна и может быть применима для открытия новой точки. Масштабируют именно систему, а не людей, поэтому, например, если продукция создается вручную конкретным человеком, создать филиал такого предприятия не получится;
- у вас есть стартовый капитал. Без достаточного количества оборотных средств безопасно провести расширение не выйдет.
Кроме того, важно иметь опыт управления несколькими точками.
Виды масштабирования
Говоря о расширении бизнеса, чаще всего имеют в виду количественное увеличение, копирование бизнес-модели. Ниже мы рассмотрим два таких метода, а также уделим внимание масштабированию через интернет.
Франчайзинг
Самый простой способ расширить бизнес — это создание собственной франшизы. Его суть заключается в том, что вы даете право другим людям (франчайзи) работать под вашей торговой маркой, открывать и развивать предприятия по налаженной вами бизнес-модели. Этим методом пользуются многие предприниматели, поскольку он гарантирует стабильную прибыль за счет ежемесячных взносов от франчайзи, а также экономит время и деньги: если правильно упаковать франшизу, большую часть расходов берет на себя партнер.
Главный минус в том, что вы будете получать лишь малую часть прибыли с франшизы, а любые проблемы партнера при этом будут отражаться на вашей репутации. Кроме того, способ подходит не всем: ваш бренд должен быть узнаваем, чтобы кто-то захотел сотрудничать.
Открытие филиальной сети
В этом случае создание дополнительных отделений компании ложится полностью на ваши плечи. Вы самостоятельно занимаетесь организацией, запуском и продвижением новых точек, для чего необходимо иметь головной офис, откуда будет координироваться работа филиалов. Каждый из них должен работать автономно и иметь свои руководство, кадровый отдел и профсоюзы.
Плюс в том, что всю прибыль получает центральное управление и вы полностью контролируете ситуацию. Но это требует гораздо больше денежных и временных вложений, а еще появляется риск конкурентной борьбы внутри сети.
Масштабирование через интернет
Другой способ масштабировать бизнес — вывести его в диджитал-сферу. Интернет таит в себе огромные возможности по развитию торговых площадок, ведь вам даже не нужно быть рядом с клиентом, чтобы продать ему товар. Онлайн-магазины можно расширять бесконечно, в наше время такой формат торговли уже стал необходимостью, поскольку без него конкурентоспособность любого бизнеса значительно падает. Единственный недостаток заключается в невозможности оказания некоторых видов услуг на расстоянии: нельзя, например, постричь человека через экран или починить машину. Но и в этом случае есть смысл использовать онлайн-пространство для продвижения и рекламы.
Советы по масштабированию бизнеса
Чтобы выбрать подходящий вид масштабирования, для начала определите цели, которые вы преследуете. Разберитесь, чего вы хотите добиться этим ростом, разработайте стратегию.
Помните, что копировать бизнес-модель имеет смысл только в том случае, если она успешна и приносит прибыль, поскольку расширение компании не решает финансовых проблем, а, наоборот, ухудшает их.
Поэтому прежде чем масштабировать проект, приведите в порядок все его части.